Кризис харьковской промышленности. Можно ли помочь?
Тяжелые времена тяжёлой промышленности. Количество увольнений и долги растут, производство – уменьшает объемы. В среду вечером промышленники и чиновники отчитывались о первых месяцах работы промышленности Харьковской области.
Начали с приятного. «Турбоатом» – чуть ли не единственное предприятие, где все не так плохо. За первые месяцы отработали как за весь квартал, радуется руководитель.
Виктор Субботин, генеральный директор «Турбоатома»: «Темп роста – 115% по объему реализации. Темпы роста будут, безусловно! Они бы могли быть больше, но пока мы более скромно оцениваем. И, соответственно, эта сумма будет более 600 миллионов гривень. И уже первый месяц текущего года убеждают нас в том, что мы с этими планами справимся».
Успехам Виктора Субботина можно только позавидовать, говорят руководители убыточных предприятий. Внимание государства к их заводам минимальное. Невыполненные заказы, отсутствие контрактов, уменьшение заработной платы.
Геннадий Высоцкий, гендиректор «Харьковского машиностроительного завода «Свет шахтёра»: «На сегодняшний день, два месяца мы, считай, уже работаем, на сегодняшний день. Портфеля заказов, в отличие от «Турбоатома», нету! на сегодняшний день. Заработная плата у нас достигала 2100 грн, а сегодня где-то 1100, 1200».
Авиазавод, Малышева, «Южкабель», «ФЭД», «Коммунар», Лозовской кузнечно-механический, Подшипниковый, Тракторный. Больше четырех сотен предприятий в конце года или работу сократили, или совсем остановились. Банки не кредитуют, зарплаты для людей нет. Ценные кадры уходят.
Статистика. По данным чиновников, на первое февраля в службу занятости обратились почти 60 тысяч человек. Каждый день – по 70 человек.
Игорь Колот, зам. начальника Главного Управления промышленности, транспорта и связи: «Как минимизировать эти потери, защитить, поддержать тех людей, которые вынуждены будут уйти с предприятия? Для этого мы вместе с областным центром занятости намечаем целый ряд мероприятий, связанных и с перераспределением рабочей силы, с тем, чтобы эти потери были как можно меньше».
На Харьковском тракторном уже уволили десять процентов тракторостроителей. Уверяют: цивилизованно, сотрудничая с профссоюзом. Сейчас на заводе, хоть он и остановился, работают больше тысячи людей. Готовят новую партию тракторов, перемонтируют оборудование. Запуск планируют на март. Но кто знает, что будет.
Виктор Логачов, директор по персоналу ХТЗ: «Для того, чтобы обеспечить зарплатой более или менее достойной тех, которые будут приходить на завод, их будет приходить меньше. Мы абсолютно чётко понимаем, что сейчас рабочий, который пришёл на завод, он будет участвовать не в непрерывном производственном цикле, потому что технология не изменилась, а будет какой-то дискретный цикл. Нам нужно думать сейчас о получении рабочем двух, а, может быть, и трёх профессий».
Когда харьковская промышленность заработает на полную мощь? Рабочие обвиняют местных чиновников, чиновники – правительство. «Наверху», рассказывают чиновники, уже получили список харьковских проблем.