Web Analytics
Крайние мэры: 10 мэров, кардинально изменивших свои города | MediaPort

Балтимор, Куритиба, Лондон, Нью-Йорк, Сеул, Миссиссога, Тегеран, Мельбурн, Мадрид… Харьков? Хотелось бы. Поживем – увидим, доживем – напишем. А пока что – не о нас, но о них.

The Village составил список выдающихся градоначальников, нововведения которых кардинально преобразили город.

БАЛТИМОР

МАРТИН О`МЕЛЛИ

создатель компьютерной системы контроля властей

Возраст: 47 лет
До мэрства: музыкант, полицейский
Время работы: два срока — с 1997 по 2007 год.
Цитата мэра: «Мы ушли от старой системы, которая покровительствует политике, к новой, которая показывает реальные результаты того, что сделано исполнительной властью».

«Лучший молодой мэр страны» — так охарактеризовал журнал Esquire нового мэра Балтимора в 2002 году. Кроме молодости у О’Мэлли было еще кое-что — желание сделать взаимодействие власти и народа непосредственным.

В первый год работы на посту мэра О’Мэлли усовершенствовал систему по сбору статистики. Новая программа получила название CitiStat. Через нее можно контролировать все ключевые инфраструктурные процессы в городе: учреждения, общественные работы, вопросы аренды недвижимости, транспорт и полицию. Благодаря CitiStat оценка работы городской администрации проходит каждые две недели. Одна компьютерная программа сохранила городу 100 миллионов долларов и сделала жизнь горожан счастливее. По статистике, за время использования программы уровень прогулов в администрации уменьшился в два раза, сверхурочные городских служащих сократились. За свое изобретение О’Мэлли получил приз от Гарвардского университета.

Сегодня О’Мэлли работает на новом посту — он губернатор штата Мэриленд.

КУРИТИБА

ЖАЙМЕ ЛЕРНЕР

полностью переосмыслил транспортные потоки города

Возраст: 72 года (стал мэром в 34 года)
До мэрства: архитектор, инженер
Время работы: избирался три раза подряд. Работал с 1971 по 1975, с 1979 по 1984, с 1989 по 1992 год.
Цитата мэра: «Ты начинаешь мыслить творчески, когда зачеркиваешь ноль у бюджета».

Один из самых известных мировых мэров — Жайме Лернер, до тридцати трех лет был инженером и архитектором. В 1971 году Лернера назначили мэром разрастающегося города Куритиба в Бразилии.

В Куритибе образца 1970 года было много проблем — пробки, бедность и большое количество узких, грязных улиц-трущоб. После вступления на должность Жайме Лернер начал программу очищения городских трущоб путем обмена мешков мусора на пакеты с едой и проездные на транспорт. Чтобы очистить бухты, которые тоже были захламлены, и дать рыбакам постоянную работу, не зависящую от рыболовного сезона, мэр стал платить рыбакам за любой собранный мусор.

Вокруг Куритибы находилось большое количество пойм — долин, которые раз в год заливаются выходящими из берегов реками. Вместо того чтобы строить дорогостоящие дамбы, Жайме приобрел поймы и сделал вокруг парки. Траву убирали естественным путем — в парки стали выводить овец, шерсть которых использовали для благотворительных программ. Для детей из бедных семей, которые не могли учиться в школе, Лернер организовал курсы муниципальных работников, чтобы они быстро начинали заниматься делом.

Кроме того, Жайме Лернер отверг генплан, по которому развивался город до его прихода к власти. План француза Альфреда Агаша предполагал сооружение большого бульварного кольца, усиление радиальных магистралей и снос исторического центра. Чтобы город не встал в одну большую пробку, Агаш сообщил о необходимости строительства метрополитена. Но Лернер отказался от кольцевой системы автодорог, разработав свою систему роста города вдоль транспортных структурных осей. Одна такая ось представляет собой центральную шестиполосную дорогу с полосами для общественного транспорта и местом для парковок, а также две боковые односторонние дороги с парковочными полосами. Такая система обусловила саморегуляцию транспорта в Куритибе. Строительство и продажа недвижимости также стали зависеть от пропускной способности дорог и наличия общественного транспорта. К примеру, многоэтажная застройка была разрешена только в зоне пешей доступности линий общественного транспорта.

Общественный транспорт в Куритибе до сегодняшнего дня представлен только автобусами. Различается лишь размер — от 40–60-местных, до 300-местных: когда Лернер получил федеральные деньги на строительство метро, то посчитал, что подземка будет стоить в десять раз дороже создания трамвайной сети, которая, в свою очередь в десять раз дороже обустройства путей для автобусов.

В 1994 году Жайме Лернер был избран на пост губернатора округа Парана и проработал на нем еще один срок. В июле 2002 года Лернера избрали президентом Международного союза архитекторов.

ЛОНДОН

Кен Ливингстон

ввел плату за въезд в центр города

Возраст: 65 лет
До мэрства: политик
Время работы: два срока подряд — с 2000 по 2008 год.
Цитата мэра: «Я ненавижу автомобили».

За восемь лет работы Кен Ливингстон полностью преобразил Лондон, начав с одного из самых запоминающихся символов города — двухэтажных автобусов. Он заменил устаревшие модели пятидесятых годов на автобусы Bendy, преобразовал систему оплаты проезда и внедрил автоматизированную систему оплаты — с этого момента карточки на проезд можно было купить даже в Интернете, а водители освободились от обязанности сбора платежей. Кроме этого, при Ливингстоне на улицах столицы появились приоритетные полосы для автобусов.

Для уменьшения заторов в центре города Ливингстон предложил перекрыть его и ввести плату за проезд. Несмотря на то что подобная идея вызвала споры, закон был принят. Плата за проезд снизила количество пробок на 20 процентов, а средства автомобилистов пошли на развитие общественного транспорта. Схема Ливингстона введена во многих городах мира, например, в Нью-Йорке.

НЬЮ-ЙОРК

МАЙКЛ БЛУМБЕРГ

мэр, у которого нет собственного кабинета

Возраст: 68 лет
До мэрства: основатель информационного агентства Bloomberg
Время работы: три срока — с 2001 по 2009 год.
Цитата мэра: «Меня выбрали не для того, чтобы я хорошо смотрелся в опросах общественного мнения. Меня выбрали для того, чтобы я хорошо делал свое дело».

Преуспевающий бизнесмен, основатель империи «Блумберг», одного из ведущих поставщиков финансовой информации наряду с Reuters, Майкл Блумберг, став мэром, в первую очередь пересел из кабинета в огромный, разделенный перегородками офис с подчиненными. СМИ часто называют его стиль поведения «спартанским» — с этим можно согласиться с одной оговоркой — Блумберг слишком балует Нью-Йорк.

За время своего правления Блумберг сократил дефицит городского бюджета до 6 миллиардов долларов, ввел запрет на курение в общественных местах, реформировал систему образования и создал единую телефонную линию жалоб и предложений, на которую можно позвонить по номеру 311. Горячая линия — не единственный способ наладить коммуникацию жителей города и администрации. Главное, что идеология полной прозрачности и честности работы мэрии пошла прямо от Блумберга. В интервью на вопрос о том, будет ли новый футбольный стадион на западе Манхэттена приносить деньги, Блумберг сказал: «Это инвестиции в будущее, но без гарантированного дохода».

С приходом Блумберга по городу были проложены более 250 километров велосипедных дорожек, появилось большое количество автобусных линий. Главная улица Нью-Йорка Бродвей перестала звучать тысячами автомобильных гудков: Блумберг закрыл участки Бродвея (например, знаменитую Таймс-Сквер) для транспорта. Революционные изменения транспортной ситуации города оказались успешными — сегодня население пользуется в основном общественным транспортом, что делает Нью-Йорк самым энергоэффективным городом США.

О работе мэра Блумберг говорит так: «Это лучшая работа на земле. Нет другого поста в правительстве, где причины и следствия были бы так тесно связаны, где можно было бы менять каждый день жизни разных людей различными способами. Это настоящий вызов».

СЕУЛ

ОХ СЕ-ХУН

молодой дизайнер города

Возраст: 49 лет
До мэрства: адвокат
Время работы: с 2006 года по сегодняшний день.
Цитата мэра: «Я пытаюсь сделать так, чтобы дизайн города прежде всего „думал“ о людях, передвигающихся пешком или на велосипеде».

«Забудьте о Токио, — пишет The New York Times, — самым продвинутым и в технологическом и в экологическом плане городом в 2010 году становится Сеул. И всё благодаря молодому мэру Се-Хуну, который за четыре года своей работы сделал из южнокорейского города с пробками, смогом и бюрократией город будущего».

В первую очередь Ох Се-Хун убедил городских служащих в том, как важен городской дизайн: был перестроен аэропорт Инчеон, появились новые, технологичные станции метро, велодорожки, автобусы переоборудовали так, что теперь они стали ходить исключительно на природном газе. Компания HyundaiCard разработала автобусные остановки, а бюро Woofer — новые уличные указатели. Все это привело к тому, что в 2010 году Сеул объявили мировой столицей дизайна.

Весной 2010 года началась кампания Seoul Human Town. Это проект перестройки современных районов — старые дома, а иногда и целые районы, решено было реконструировать. В Сеуле придумали способ переоборудования общественных пространств. Для начала были обозначены проблемы: ветхие здания, узкие улицы, мало зелени, появляющаяся с годами многоэтажность. После было принято решение расширить узкие улицы в старых районах за счет сноса первой линии домов. Оставшиеся дома — реконструировать. Благодаря этому в районах появится дополнительное место для зелени и тротуаров. Электрические провода будут убраны под землю. Также в пригороде Сеула появятся абсолютно новые районы.

Как пишет британский журнал Monocle, «Сеул — это город, который готовит себя к будущему». Кажется, это действительно так. Только под началом Ох Се-Хуна на сайте города могла появиться страница «Сеул завтра».

МИССИССОГА

ХЕЙЗЕЛ МАККАЛИОН

бессменный мэр Миссиссоги с 1978 года

Возраст: 89 лет
До мэрства: староста деревушки Стритсвилль
Время работы: 11 сроков — с 1978 года по сегодняшний день.
Цитата мэра: «Я сама убираюсь по дому и хожу за покупками: мне нравится быть самодостаточной. Дом и садоводство — лучший способ держать себя в тонусе и сохранять скромность».

Хейзел Маккаллион — 89 лет, она переизбиралась на пост мэра города Миссиссога одиннадцать раз, проработав 31 год на почетном посту градоначальницы. В самом начале ее карьеры, в 1979 году, в Миссисоге произошла катастрофа — на Канадской Тихоокеанской железной дороге поезд с токсичными химикатами сошел с рельсов, концентрация ядовитых веществ в воздухе была опасна для жителей. Вместе с полицией и другими государственными органами Маккаллион сделала так, чтобы все жители города были эвакуированы без паники и давки в максимально короткие сроки. За сохранение жизни более двухсот тысяч жителей Миссисога получила международное признание.

С увеличением города и ростом населения (в 2010 году — 729 000 человек), Хейзел решала инфраструктурные проблемы: в 1980-х годах постановила создавать транзитные терминалы и торговые развлекательные заведения на заброшенных фермерских землях. Новые дороги, такие, как шоссе 403, соединившие Миссисогу с маленькими городами и деревнями неподалеку, позволили расширить город и обойтись без разрушений.

Основная идея Хейзел в том, что город должен работать, как бизнес. Поэтому Миссисога была избавлена от городских долгов и дыр в бюджете. Благодаря правильному распределению денег, граждане Миссисоги двенадцать лет (с 1990 по 2001) жили без налога на имущество, в городе активно развиваются велосипедные пути, общественный транспорт, с 2003 года функционирует веб-портал eCity, через который можно устроиться на работу, застраховаться, купить транспортные билеты или оплатить штраф.

Маккаллион до сих пор остается мэром Миссисоги и одной из самых популярных женщин-политиков Канады и США.

ТЕГЕРАН

МОХАММЕД ГАЛИБАФ

в постоянном противостоянии с Президентом страны

Возраст: 49 лет
До мэрства: полицейский, пилот
Время работы: два срока — с 2005 года по сегодняшний день.
Цитата мэра: «Я не верю в популизм и одурачивание народа — мой подход всегда был логическим, научным и систематичным».

Несмотря на постоянные споры с президентом Ирана, тегеранский мэр Мохаммед Бакер Галибаф, смог увеличить налоговые поступления в городскую казну, реформировать полицию и модернизировать город.

Будущий мэр начинал с работы в полиции, в 1999 году. Во время студенческих восстаний, он был назначен начальником полиции и ввел новый, единый, номер экстренной помощи 110, переэкзаменовал полицию и уволил некомпетентных. Во многом благодаря этому восстания прошли без жертв.

За несколько лет правления, мэр реформировал государственную службу, ввел 380 районных советов в городе и стал привлекать частный капитал для развития инфраструктуры. Он не боится инвестировать бюджетные деньги в инновации в области общественного транспорта. Также его любят за то, что на посту мэра он совмещает консерватизм и исламский взгляд на вещи с пониманием необходимости реформ — Галибаф выступает против строгой мусульманской формы одежды для женщин.

Начинания Галибафа резко критикуются правительством под управлением Ахмадинежада, в первую очередь, по личным причинам: они были главными конкурентами в президентской гонке.

МЕЛЬБУРН

ДЖОН СО

кумир австралийской молодежи

Возраст: 64 года
До мэрства: профессор физики, бизнесмен
Время работы: два срока — с 2001 по 2008 год.
Цитата: «John So, he’s our bro» («Джон Со — наш братан») — надпись на футболке во время соревнований Commonwealth Games в 2006 году.

Город Мельбурн может гордиться одним из самых старых чайнатаунов во всей Австралии. Китаец Джон Со, переехавший в Мельбурн в 17 лет, начал свой бизнес именно в ресторанной сфере. Политическая жизнь Со началась с налаживания торговых отношений между Азией и Австралией, чуть позже он стал первым избранным мэром за всю историю Мельбурна.

Джон Со быстро завоевал любовь молодого населения Мельбурна. Дело не только в том, что на публичных выступлениях он говорил серьезные и важные вещи со смешным акцентом, но и в проведении главных после Олимпийских игр спортивных соревнований — Commonwealth Games, которые привлекли внимание молодежи.

На посту мэра Со выбрал сразу два направления развития города: в его планы входило становление Мельбурна как культурной и финансовой столицы страны. Мельбурн давно соперничает с Сиднеем за право считаться финансовым центром Австралии. Джон Со занялся реконструкцией ключевых торговых комплексов (Центральный торговый центр Мельбурна, молл Bourke и т. д.). Второго июля 2007 года усилиями Со город увеличился почти в два раза, получив под свою юрисдикцию район Docklands. В то же время Со занимался рекламной кампанией That’s Me!bourne (кампания была направлена на привлечение туристов в город, теперь в Интернете создан сайт с подробным гидом по городу) и развитием культуры — к концу 2009 года в Мельбурне открыто более ста галерей: NGV International, Музей искусств Яна Поттера, Австралийский центр современного искусства, Центр современной фотографии, Музей современного искусства в Хайдельберге и многие другие.

Старания Джона Со были оценены по достоинству: в 2002, 2004 и 2005 годах The Economist назвал Мельбурн одним из «наиболее пригодных для жизни» городов мира. В 2004 году Со был переизбран на второй срок. В 2006 году Джон Со выиграл мировой конкурс World Mayor на звание лучшего мэра. Как писала пресса, Со можно считать одним из редких случаев «культового» мэра, которого практически боготворит молодежь. Ближе к 2008 году популярный мэр заявил, что не будет баллотироваться на третий срок. В 2008 году его сменил Роберт Дойл.

МАДРИД

АЛЬБЕРТО РУИС-ГАЛЬЯРДОН

олимпийские игры, как главная миссия города

Возраст: 51 год
До мэрства: адвокат
Время работы: два срока — с 2003 года по сегодняшний день.
Цитата: «Мы работаем над концентрацией и близостью мест и улучшаем транспортную систему для Олимпийских игр».

В 2006 году телеканал ABC, на основе собственных исследований, назвал Альберто Руис-Гальярдона одним из самых популярных политиков Испании. Гальярдон нравится людям за свою прогрессивность (Гальярдон поддерживает секс-меньшинства и выступает за постоянное обновление города, иногда в ущерб историческому наследию) — за это же его критикуют члены партии People’s Party, в которой он состоит.

Став мэром в 2003 году, Гальярдон вплотную занялся реконструкцией и модернизацией города и подготовкой Мадрида к летним Олимпийским играм 2012 года. Планы мэра оказались обширными. За первый срок он поручил построить подземную, более безопасную для автомобилистов, часть скоростной кольцевой автомагистрали M30 в районе реки Мансанарес, создать проект сохранения исторических районов и реформировать финансовую систему города. Строительные работы на магистрали, которая является аналогом московского Садового кольца, длились 22 месяца и были завершены на 2 месяца раньше запланированного срока. На освободившемся от машин берегу реки Мансанарес была создана зеленая зона с парками, велодорожками и трамваями. Этот проект Гальярдона получил международные награды от Infrastructure Journal («Крупнейшая операция года 2005») и Euromoney («Проектное финансирование»).

Реконструкция и модернизация города не раз подвергались критике, главным образом за большие затраты: на проект создания шоссе М30, к примеру, мэр потратил около четырех миллиардов евро. Тем не менее мэрия города постаралась компенсировать траты новыми парковочными автоматами в центре города. Критические стрелы в адрес мэра не раз выпускались и по другому поводу: Руис-Гальярдон иногда забывал о сохранении старинного лица города. Например, он собирался вырубить деревья на бульваре проспекта Прадо, где находятся знаменитые мадридские музеи: галерея Прадо, музей Тиссена-Борнемисса и Музей современного искусства королевы Софии. В защиту старинного бульвара выступила баронесса Тита Сервера. Она приказала своим слугам приковать себя к деревьям и пообещала навсегда уехать из Испании, если начнется вырубка деревьев.

Когда в конкурсе на проведение летних Олимпийских игр 2012 года выиграл Лондон, Гальярдон не потерял надежды. В 2007 году он был переизбран на второй срок, чтобы все-таки подготовить город к Олимпийским играм, 2016 году. В 2009 году стало известно — столицей Олимпиады-2016 станет Рио-де-Жайнеро.