Контракты завода им. Малышева
Иракский, китайский, египетский, государственный. Какие контракты выполняет завод им. Малышева, сколько машин отправил, сколько ещё предстоит, и кто из заказчиков хуже рассчитывается за работу?
Новый и.о. гендиректора завода Николай Белов рассказал журналистам о контрактах госпредприятия. В целом, говорит он, портфель заказов составляет 1,5 миллиарда гривень.
Самый свежий — контракт с КНР на 50 силовых установок — уже помог заводу погасить часть долга по зарплате. Аванс помог выплатить рабочим почти 20 миллионов и закупить необходимые материалы для выполнения заказа. Сумма контракта — 20 миллионов долларов. Белов предполагает, что если завод им. Малышева хорошо выполнит этот контракт, то получит больший заказ на 200-250 силовых установок.
«Мы им поставляем силовые установки к двигателям 6 ТД2Е мощностью 1200 лошадиных сил. Там не только двигатели и трансмиссия и… — в общем, силовые установки устанавливаются нашими китайскими коллегами в танк МБТ-200 производства Китая», — пояснил Николай Белов.
Ещё один крупный контракт о поставке БТР-4 в Ирак завод им. Малышева делает вместе с коллегами по оборонке. Контракт был заключён между Ираком и Украиной в 2009 году. Он предусматривает поставку 420 БТР-4: 270 линейных машин, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно-эвакуационных на сумму 457,5 миллиона долларов.
В конце декабря завод им. Малышева готовится сдать 18 БТРов. Для «малышевцев» это первая партия, для Ирака — уже вторая.
«Харьковское конструкторское бюро им. Морозова является основным исполнителем. Первая партия — 26 штук — была опытная, её делало конструкторское бюро им. Морозова. Для завода им. Малышева следующая партия, которую мы будем отгружать в декабре, это будет первая партия серийной сборки. Она состоит из 18 штук: 14 линейных и 4 командирских. В целом партия составит 32 машины, так как ещё 14 штук делает Харьковское конструкторское бюро им. Морозова. Это специальные машины — санитарные, ремонтные, командно-штабные», — пояснил и.о. гендректора завода им. Малышева.
По его словам, заказчика ждут в Харькове 26 декабря, а в первых числах января БТРы отправят в Ирак.
Почти одновременно завод планирует отгрузить по госзаказу 10 модернизированных танков Т-64 «Булат». Всего завод должен поставить для украинской армии 29 машин. Контракт «малышевцы» планируют выполнить в следующем году.
Кроме того, у предприятия есть контракт с Министерством обороны, заключённый в 2009-м году, на поставку 10 танков «Оплот». Но из-за отсутствия финансирования завод пока не начал производство: из 300 миллионов заводу им. Малышева перечислили только 70 за последние два года.
Кроме этих реальных контрактов, у «малышевцев» есть еще один перспективный – с Египтом. Туда завод отправил опытную партию – три силовые установки. Сейчас они проходят испытания, которые должны закончиться через два месяца. «Мы планируем выполнением контракта на 200 штук – силовые установки для модернизации небольших гусеничных БТРов, типа БТР-50. В Египте они чешского производства», – рассказал Белов.
Контракт был подписан 31 декабря 2009 года. Выполнять работы по модернизации будет Египет, Украина – только поставщик техники.
Есть и договоренности с Каиром, но на бумаге есть пока только договор о намерениях.
Вся эта работа требует вложений. Оборудование, признаёт руководитель устарело. Белов жалуется: одна из немногих «обновок» за последние годы на заводе – два станка за 27 миллионов (часть тех 70-ти миллионов за «Оплоты» для Минобороны). Хотя сейчас он настроен оптимистично.
Последний год завод был в подвешенном состоянии. Началась передача предприятия из управления Минпромполитики в концерн «Укроборонпром» — все вопросы с реорганизацией, продажей имущества и др. решить было невозможно.
«Предприятие уже год как перешло в управление «Укроборонпрома», однако официально нас передали из Минпромполитики только 11 ноября», — поясняет Белов.
Он рассказывает, что есть план — как заводу жить дальше. «Принято решение, что завод должен существовать как единое целое. Нельзя отделять гражданскую продукцию, нельзя отделять военную продукцию. Нельзя разделать завод на несколько кусочков. Да, мы сейчас существуем на двух площадках. Основная площадка на Плехановской, 126 и агрегатный завод на улице Морозова. По агрегатному заводу однозначно необходима концентрация производства. Там больше половины зданий не принадлежит нам. Соответственно, необходимо перемещать оборудование», — пояснил планы госпредприятия руководитель.
Завод уже направил в Кабмин предложения по поводу бюджетного финансирования на сумму примерно в 450 миллионов гривень. Деньги нужны для «концентрации производства, уменьшения производственных площадей, закупки нового оборудования. Продажа ненужных цехов помогла бы заводу рассчитаться с долгами по зарплате, налогам, банковским кредитам, коммунальным услугам.
Долг завода им. Малышева компании «Харьковоблэнерго» составляет 5,5 миллиона. В октябре завод отключили от электроэнергии за долги. Договориться удалось на условии оплаты текущих счетов. Николай Белов уверяет, что сейчас предприятие исправно оплачивает счета за электроэнергию.