Коллекции художественного музея – 200 лет
Двести лет – коллекции Харьковского художественного музея. Сегодня искусствоведы называют ее одной из старейших и самых ценных в Украине. Начиналось собрание с подарка Василия Каразина – основателя Харьковского университета: он купил почти 2,5 тысячи работ западноевропейских мастеров 16-18-го веков. После войны большая часть из 75-ти тысяч экспонатов погибла, коллекцию пришлось восстанавливать заново. Правда, сегодня посетители, признаются сотрудники музея, видят максимум десятую часть собрания.
К 200-летнему юбилею коллекции в музее открыли памятную доску, на ней – фамилии самых именитых меценатов, которые дарили свои собрания. Первым был основатель Харьковского университета Василий Каразин. Он купил для будущего музея почти две с половиной тысячи работ Дюрера, ван Дейка и других западноевропейских художников шестнадцатого-восемнадцатого веков.
Дореволюционную традицию не нарушали ни при Советской власти, ни в наше время – собрания дарят либо сами художники, либо известные коллекционеры. На памятной доске меценатов рядом с фамилиями Каразина, Харитоненко, Багалея, Васильковского – имя народного депутата Александра Фельдмана.
Совместно с благотворительным фдоном «АВЭК» художественный музей провел 7 выставок, последняя прошла весной этого года. Часть своей японской коллекции окимоно – резных статуэток – Александр Фельдман передал музею.
Она станет началом возрожденной Восточной коллекции, которая погибла в годы войны. Отец мецената, председатель Совета учредителей «Концерн АВЭК и К» Борис Фельдман говорит, видеть свою фамилию среди таких известных имен – большая честь.
Борис Фельдман, председатель Совета учредителей «Концерн АВЭК и К»: «Я просто счастлив. С такими великими людьми, с такими всемирно известными людьми быть рядом, в анналах этого музея быть рядом – это счастье. Вот и все».
Среди подарков, которые музей получил от известных меценатов, картина голландского художника 17-го века Тильборха. Директор музея говорит – большая редкость.
Высоко теперь ценится и другая живопись, рассказывает Валентина Мызгина. Каких-то 10-15 лет назад она не воспринималась серьезно не только искусствоведами, но и обычными зрителями.
Валентина Мызгина, директор Харьковского художественного музея: «Эта живопись так называемого социалистического реализма сейчас опять на подъеме. И школа никогда…, школу не отменял, вот, школа знания законов умения писать живопись – этому надо учиться. К сожалению, эта школа во многом сейчас утрачивается».
Соцреализм становится популярным не только на постсоветском пространстве, но и на Западе, утверждает эксперт Министерства культуры России и одного из самых престижных мировых аукционов – «Christie».
Валентин Скурлов, эксперт аукциона «Christie»: «Здесь все первые имена художников, которые последние 15-20 лет встречаются на аукционах «Christie» и «Sotby’s». И я за такими музеями крупнейшими, за собраниями, такими как Харьковский музей, ну, конечно, Киевский, Одесский и так далее, вижу большое будущее, потому что сейчас входят в оборот художники 20-70-х годов прошлого столетия, в антикварный оборот».
Правда, большую часть этих картин публика не видит. Они хранятся в запасниках и выставляются крайне редко, говорят в музее. Как и девяносто процентов всего, что находится в коллекции Харьковского художественного музея – не хватает помещений.