…когда музыка вошла в тебя. Первый день джазового феста в Харькове
Чтобы понять, что в зале играет живой джаз, не нужно слушать музыку. Достаточно посмотреть на лица музыкантов, которые «в процессе». Джазовый термин свинг – это когда музыка вошла в тебя, задела каждый мускул тела, каждое нервное окончание и не хочет выходить, гуляет по организму. Человек, далекий от джаза, кинется вызывать скорую помощь – с человеком случился эпилептический припадок. А на самом деле ему просто хорошо, он свободен, он честен, он сорвал маски, он первобытный, и ему жизненно необходимо убить мамонта.
Первый день фестиваля «KHARKIV ZA JAZZ FEST» позади. Кажется, звезд особенно не было, такой «разогревочный» денек, но джаз – уже в полный рост. Первые выступления – и сразу множество проявлений разного джаза.
Пианиста Сергея Давыдова можно слушать, как закрыв глаза, так и открыв. Первый вариант для тех, кто хочет последить за маршрутом музыки внутри себя, кто любит видеть сны наяву. Второй – для тех, кто хочет уследить за руками маэстро, прочитать на его лице – о чем, собственно, играет.
Виртуозный джаз. В фильме «Пианист» с Тимом Ротом в главной роли, после подобного музицирования главный герой подкуривал от струны рояля – она была раскалена. Давыдов не курит.
Смена на сцене. Учитель уступает место ученикам. «Акустик Квартет» дает другой джаз, не такой виртуозный, зато «цепляющий». Журналисты на подобных концертах обычно стоят. Если во время выступления Давыдова ищешь глазами свободное место – есть небольшой дискомфорт, музыка лучше воспринимается, когда тебе удобно, – то во время выступления его учеников не думаешь вообще ни о чем. Просто не замечаешь окружающую действительность, становишься частью рояля, и одновременно частью пианиста: видишь себя за барабанной установкой, чувствуешь себя струной бас-гитары. И это тоже проявление джаза. Смерть личности и рождение новой, полное буддистское отключение внутреннего диалога. Состояние аффекта. Что играли? – обработки Дэйва Брубека и джазовые аранжировки народных песен. В течение одной песни эмоция меняется раз сто. Пошла труба – на лице улыбка, рояль грубо перебил – вжимаешься в кресло. Спасибо фантастическому Фиме Чупахину и его ребятам.
И сразу за ними – легкое и светлое проявление джаза. Более аккуратное с чувствами зрителя, скорее расслабляющее и тонизирующее. На сцене – ребята из Днепропетровска, на фестивале впервые звучит саксофон. Джаз для аппетита, джаз для танцев – идеальное блюдо перед антрактом, чтобы из зала люди вышли светлыми.
Джазовая публика – особое явление. На концерты стоит заходить хотя бы для того, чтобы очутиться среди этих людей. Ту нет дресс-кода. Тут ничего не важно и тут можно все. Потому что частью джаза становится каждый. А поэтому, когда человек сидит в первом ряду и дирижирует, объясняет музыкантам, когда и кому вступать, а если кому нужен платок – вытереть пот – несет свой, – это нормально и правильно. Потому что между сценой и залом в первую секунду граница пропадает.
Джем-сейшн – игра без репетиции, импровизация – вовлечение каждого в музыку. Ищешь в карманах подходящий объект и начинаешь играть на нем. На зажигалке, на ключах – не важно. Потому что джаз интерактивен, потому что джаз демократичен. Антракт – выходишь из зала и понимаешь, что любишь всех окружающих людей, потому что только что был с ним единым целым. Фантастическое ощущение. Спасибо Джазу.
Что сегодня и завтра в программе фестиваля – читайте на сайте «KHARKIV ZA JAZZ FEST».
Смотрите фоторепортаж о первом дне фестиваля.