Кое-что о снах Гамлета и мечтах украинских театралов
Сегодня второй премьерный день спектакля Андрея Жолдака «Гамлет. Сны». Театроведы этой новой постановке театра имени Шевченко пророчат большое будущее и успех на всевозможных фестивалях, в том числе и на международных. А при- глашенные на показ отечественные критики мечтают, чтобы Жолдак ставил хотя бы раз в год хотя бы в одном украинском театре хотя бы одну пьесу.
Еще накануне премьеры Андрей Жолдак не знал, чего ждать от спектакля – провала или успеха, как воспримет его сложный театральный язык харьковский зритель, привыкший к одному языку – псевдопсихологического театра. Оказалось – поняли.
Критики после премьеры с удовольствием говорили о спектакле, и с неудовольствием об украинском театре. По их мнению, он развивается безальтернативно, и существует для узкого круга зрителей. Единственный, уверяют они, режиссер, способный вдохнут в национальный театр новую жизнь, это Жолдак.
Павел Каплевич, критик: В России мы его ждем, мы его приглашаем. Мы готовы купить ему квартиру. Мы все это ему предлагали. Но он не делает этого. То, что он здесь получает, это просто страшно. Слышал, что против него тут устраивают различные акции, пишут какие-то заказные разгромные статьи. Это печально.
Павел Каплевич, критик: Я прихожу на спектакль, как белый лист. Для меня нет ни Гамлета Смоктуновского, ни Гамлета Лоуренса Оливье, ни, тем более, Высоцкого. Есть какой-то странный спектакль. Я иду на Жолдака. Мне нравится Жолдак.
Вскоре творение Жолдака отправится на зарубежные фестивали. Тем, кто не успеет посмотреть постановку до этого времени, не стоит огорчатся, – критики уверяют, что спектакли этого режиссера со временем становятся лишь лучше.