Kharkov Fashion Days: постскриптум
От редакции: дни моды в Харькове-2012 — Kharkov Fashion Days (KhFD) — завершены, но, как это бывает со значимыми событиями, эффект delay, или эхо-эффект, жизнь событию продлевает. «МедиаПорт» публикует открытое письмо-обращение организаторов KhFD к СМИ и инвесторам.
PS наоборот: Когда я закончила писать это письмо, оно оказалось неожиданно длинным. Стало понятно, что нам важно не только поблагодарить вас, обратить внимание на многие непростые нюансы, но и предложить поработать вместе. Как, почему и над чем — об этом дальше.
В любом околокультурном (в том числе — модном) проекте самое интересное, как по мне, начинается тогда, когда огни рампы погашены и проект — будь то спектакль, выставка или модный показ — начинает жить своей собственной жизнью в информационном пространстве. Когда он начинает обрастать комментариями, трактовками, порождает дискуссии, создаёт апологетов и антагонистов.
Второй день Kharkov Fashion Days я начинала словами, обращёнными к вам, коллеги-журналисты, — о том, что, по большому счёту, трендсеттеры — это вы, а не мы, и что именно от вас зависит то, какой будет культурная жизнь города, какой будет его модная жизнь.
И сейчас, когда мы собираем репортажи, отзывы и комментарии о прошедших показах Kharkov Fashion Days сезона Весна/Лето 2013, я снова убеждаюсь в правоте своих слов.
Два дня показов KhFD S/S 2013 посетило более 120 журналистов и модных обозревателей (фото: Михо Никипелов-Конторович)
Большое спасибо всем, кто пришёл, кто не просто «тусовался», а смотрел и анализировал. Большое спасибо всем, кто не остался равнодушным и честно рассказал о том, что удалось хорошо, а что — хуже.
Отдельное спасибо — МедиаПорту и его внимательной журналистке Елизавете Дударь, репортаж которой о наших показах породил огромную волну откликов и комментариев.
Лиза, Вы сделали то, к чему мы стремились: Вы напомнили всем (нашим гостям, дизайнерам, нам самим) о том, что Kharkov Fashion Days — это не просто «светский раут», это модный показ и говорить о нём нужно именно в контексте модного дискурса.
Мы рады, что наконец-то пришёл тот момент, когда нас перестали воспринимать как часть чьего-то маркетингового плана и начали говорить о вещах, которые непосредственно относятся к фешн-шоу: о туфлях-колготках-бретельках, о формате дефиле, конферансье, принципе построения графика показов и так далее.
И настоящий «рывок вперёд» происходит именно в этом месте: то, что в Харькове появляется, собственно, модная аналитика, означает, что нам есть для кого и зачем работать.
Практически ни одно харьковское издание или портал не проигнорировало социальный проект Fashion Chance (фото: Михо Никипелов-Конторович)
Вы помогли нам чётче увидеть наши промахи, я же хочу подчеркнуть несколько нюансов, которые помогут точнее и правильнее воспринимать происходящее.
Региональные модные показы — отдельное явление в модном дискурсе, и они существуют по своим особым канонам. На них редко совершаются революции — разве что по счастливой случайности. Их задачи также сложны, но предельно понятны.
Региональный показ — это площадка, на которой местный дизайнер знакомится с местным клиентом (будь то мультибрендовый бутик или непосредственно конечный потребитель).
Для кого-то из молодых дизайнеров это взлётная полоса, для кого-то — ещё только тренировочное поле, но в любом случае это возможность заявить о себе, сказать: «Смотрите, я существую!». И, как это часто бывает, — встретить поддержку от тех, кто уже состоялся: попасть на стажировку к мэтрам, получить предложение от известных одежных брендов, обратить на себя внимание редакторов модного глянца.
Все дизайнеры, разрабатывавшие одежду для моделей Fashion Chance, поедут на финал конкурса в Киев (фото: Михо Никипелов-Конторович)
Задача регионального показа — не взорвать модный мир, не эпатировать публику, а почувствовать, представить, трансформировать те тренды, которые задаются «в большой моде».
У этого есть и обратная сторона: вечная беда большинства украинских фешн-проектов, в том числе и столичных, в том, что зачастую в украинской моде всё, что прилично — то вторично. То, что хочется немедленно взять и носить, зачастую не очень интересно рассматривать с подиума — мы всё это уже видели в репортажах с Недель моды и на страницах разного рода «вогов». И об этом честно говорят все те, кто имеет отношение к украинскому фешн-процессу.
Особый интерес у фотографов и операторов традиционно вызывал бэкстейдж (Фото: Олег Пальчик)
Давайте говорить честно и прямо. Мода — это бизнес. И начинающий дизайнер — начинающий бизнесмен. И, как у любого начинающего бизнесмена, его главная беда — нехватка стартового капитала. И точно так же, как начинающий ресторатор позволяет себе, в лучшем случае, икеевскую посуду вместо японского фарфора, точно так же и начинающий дизайнер попросту не способен произвести или приобрести для своего показа, к примеру, 30-40 пар новой обуви (прикиньте в уме примерную стоимость «обувного бюджета»). Делает ли это показ слабее? Да, безусловно. Говорит ли это плохо о дизайнере или тех, кто организовывает его показ в условиях отсутствия крупных спонсоров? Нет.
И любой, кто хотя бы раз сталкивался с необходимостью найти инвестиции для проекта и делал проект вопреки всему, пытаясь выжать максимум из имеющихся данных, поймёт, о чём я сейчас говорю.
И здесь нам во многом нужна ваша помощь. Потому что у вас в руках, коллеги, есть очень мощные инструменты. В том числе — для привлечения инвестиций. И если вы захотите их применить, если вы придёте к нам со словами: «Давайте сделаем это вместе», — я гарантирую, в следующий раз мы сделаем мощный рывок вперёд.
Фотографы проявляли чудеса ловкости, чтобы не мешать зрителям (Фото: Олег Пальчик)
Безусловно, есть вещи, которые не зависят от имеющихся бюджетов (во всяком случае — на первый, не очень пристальный взгляд). Одна из таких вещей — сам формат шоу. Как правило, он находится не сразу, его нужно нащупать, апробировать, обкатать. И здесь нам тоже пригодится ваша помощь. Мы знаем, что многие из вас, как и мы, пристально следят за событиями в мире моды, посещают киевские и европейские дефиле. Давайте сделаем следующий проект вместе. Пусть это будет по-настоящему городской проект. Ваши идеи, предложения, концепции — всё это очень важно для нас. Приходите к нам, звоните, пишите — журналисты, модные обозреватели, блоггеры и все те, кому не всё равно, как будет развиваться модная жизнь в Харькове.
Открытием KhFD стало дефиле Дианы Нагорной. Надеемся увидеть её коллекцию на ближайшей UFW или MBKFW (Фото: Олег Пальчик)
На первых порах вы можете адресовать свои комментарии в наш пресс-центр, а в дальнейшем мы постараемся создать для этого специальную площадку — в социальных сетях или на нашем сайте.
И ещё раз спасибо всем. Кто был, кто смотрел, кто не забыл проанализировать и поделиться увиденным. Мы рады вам. Мы вас ждём.
С надеждой на новый сезон, который мы сделаем вместе, —
Иванна Скиба-Якубова,
координатор KhFD по работе со СМИ
[email protected]