Картины из стекла
Три уникальных витража высотой в одиннадцать и шириною в семь с половиной метров изготовили Николай и Дмитрий Курсины в единственной в Харькове мастерской витражного искусства. Витражи сделали специально для Свято-Сергиевского храма на Павловом Поле. В Харькове это единственный храм с витражами такой величины. О том, как работали харьковские художники и о том, как и из чего получаются картины из стекла рассказывает Наталья Маринчак.
Изготовление витража – работа долгая и кропотливая. Отец и сын Николай и Дмитрий Курсины делают витражи уже около девяти лет. Пять из них ушло на изготовление витражей для Свято-Сергиевского храма, на Павловом Поле.
Дмитрий Курсин, художник: …после обжига витраж собирается, то есть по той же кальке, по которой он вырезался – выкладывается калька на столе. Он вгоняется молотком – стекло вбивается в шинку. После этого витраж спаивается обычным паяльником.
Цветное стекло для витражей подвергают термической обработке – обжигают в специальных печах при температуре восемьсот пятьдесят градусов. После этого хрупкие кусочки становятся особо прочными, и не выгорают на солнце.
Дмитрий рассказывает, что после активной пятилетней работы – печи, в которых обжигали стекло, пришлось сдать в ремонт. На один огромный витраж высотою в одиннадцать метров ушло – около пятисот килограмм свинца, столько же стекла, бесчисленное количество картона, бумаги, кальки и угля, которым рисуются эскизы. Рамы для витражей, обязательно металлические – ни одно дерево не в состоянии вынести больше тонны нагрузки. Витражное искусство – говорят художники, почти вечное, и если витраж придется реставрировать, то это будет уже лет через двести.