Каменным бабам раздадут паспорта
У каменных баб Харьковской области появятся паспорта и постоянная прописка. Два древних изваяния, которые накануне пропали из Натальевской усадьбы под Харьковом, заставили местных чиновников заняться реестром культурного наследия региона. Двух каменных баб правоохранители до сих пор не нашли. В то же время, эти изваяния, утверждают историки, — древнейшие произведения искусства, которые сохранились на Харьковской земле.
Каменные бабы, которых в народе называют по-разному — и скифскими, и половецкими — сегодня стали очень популярны, говорят историки. Если тридцать лет назад на территории Харькова и области их было около семидесяти, то сейчас два — три десятка максимум.
Историк Александр Зинухов рассказывает, что изваяния изображают языческих богов. «Языцы» в переводе с греческого — народ, то есть бабы — боги народные. Историю некоторые понимают слишком буквально, считает Александр Зинухов — «народное — значит, ничейное». И сейчас только две бабы имеют постоянную прописку в области — то есть занесены в реестр.
Александр Зинухов, старший научный сотрудник Центра охраны культурного наследия: «Остальные никому не принадлежат. То есть сегодня я или любой злоумышленник захочет вот это взять, присвоить, как присвоили в Краснокутском районе в Натальевке, он не будет даже наказан. Потому что его нельзя фактически по закону наказать. Потому что это ничьё».
Единого списка этих исторических памятников пока действительно нет. Регистрировать и охранять их надо, соглашаются в областном управлении культуры. Но, возможно, из-за нехватки кадров, считает Нина Супруненко, начальник управления, в области пропадают древнейшие статуи.
Нина Супруненко, начальник областного управления культуры: «Все це реєструється, але теж не настільки б швидко, як нам хотілося б хоча ми це робимо, ми направляємо листи головам райдержадміністрацій и працюють там начальники відділів культури, але знову ж таки, ви розумієте, у них працює один, два, три особи. А ми на колегії влітку говорили о том, щоб була одна посада саме з охорони культурної спадщини».
Александр Зинухов уверен: старинные бабы — не без помощи ценителей древнего искусства — разъезжаются по частным домам и усадьбам. Но, как утверждает историк, счастье они принесут, только если новому владельцу бабу подарили.