Какой будет политика США после промежуточных выборов?
Промежуточным выборам в США было уделено большое внимание, ведь на кону был контроль над конгрессом – законодательным органом США.
Республиканцы контролировали обе палаты – палату представителей и сенат – с 1994 года за исключением непродолжительного периода, когда в 2001 году один из сенаторов покинул республиканскую партию и стал независимым.
На прошедших выборах голосование проводилось по кандидатам на все 435 мест в палате представителей и на 33 из 100 мест в сенате. Демократы получили контроль над палатой представителей и, видимо, будут контролировать и сенат – при условии, что оба независимых кандидата будут голосовать так же, как демократы.
Новый состав конгресса США начнет работу в январе 2007 года.
Исход выборов можно интерпретировать как разочарование американцев политикой президента-республиканца Джорджа Буша, который еще два года будет находиться в Белом доме. Наблюдатели полагают, что смена руководства в Пентагоне повлечет за собой изменения и в политике США в Ираке. Кроме того, республиканской партии явно повредила серия скандалов вокруг некоторых ее представителей в конгрессе.
Лидер теперь уже сенатского большинства демократ Гарри Рейд выразил убежденность на партийном митинге, что результаты выборов изменят ситуацию в США. Во время предвыборной кампании он заявлял, что “провал политики, проводимой Джорджем Бушем в Ираке, увеличил угрозу глобального терроризма”.
“Сегодня результаты выборов дали нам возможность двигаться в новом направлении, – заявил Рейд. – Это покажет американцам, что мы можем работать с республиканцами. В свое время они продемонстрировали плохой пример, не желая работать с нами. И мы не собираемся ему следовать. Как только выборы будут позади, мы сами протянем им руку.”
Согласно принципу разделения властей в США, конгресс представляет и принимает новые законы, а президент должен претворять их в жизнь.
Контроль над обеими палатами конгресса позволит демократам влиять на принятие решений, ратификацию соглашений, созыв слушаний и утверждение кандидатур, предлагаемых президентом на важные государственные должности, – например, в Верховный Суд.
В прошлом зачастую контроль над конгрессом принадлежал одной партии, а президентом был представитель другой. К примеру, такая ситуация имела место на протяжении большей части президентства Билла Клинтона в 1990-х годах.
Если президент и конгресс готовы к сотрудничеству, то новые законы принимаются без особых проблем. Однако если между сторонами возникают непреодолимые разногласия, это зачастую приводит к патовой ситуации. Президент может наложить вето на принятый конгрессом закон. В свою очередь, вето может быть преодолено двумя третями голосов в конгрессе. Однако президенты пользуются правом вето очень редко. За шесть лет в Белом доме Джордж Буш пошел на такой шаг лишь однажды.
Джордж Буш по-прежнему будет определять внешнюю политику США и останется главнокомандующим всеми вооруженными силами страны. Однако ему придется прислушиваться к мнению сената, который одобряет или отвергает все подписанные соглашения и все кандидатуры чиновников высшего ранга – в частности, кандидатуры послов.
Конгрессмены также имеют право проводить слушания по ключевым вопросам внешней политики, приглашая на эти слушания представителей администрации США. Кроме того, конгресс может увеличить или сократить расходы военного бюджета или расходы на обеспечение внутренней безопасности США.
Спикер палаты представителей имеет право определять, кому давать слово, объявлять голосование и назначать членов комитетов. В случае непредвиденных ситуаций спикер является вторым после вице-президента в очереди на роль исполняющего обязанности президента США.
Если Нэнси Пелоси, лидер демократов в палате представителей, будет избрана спикером в январе, то она станет первой женщиной на этом посту. При таком – более чем вероятном – развитии событий Пелоси останется лидером демократов в нижней палате конгресса.
Между администрацией США и демократами существуют серьезные противоречия по многим вопросам, включая подход к сокращению налогов.
Демократы хотели бы добиться другого подхода к решению вопросов медицины, энергетики (включая больший акцент на альтернативные источники энергии) и внутренней безопасности.
Вместе с тем, вполне вероятно, что представители обеих партий будут вместе пытаться решить проблемы, связанные с ролью лоббистов в конгрессе и нормами поведения законодателей.
Также на двухпартийной основе может быть выработан подход к проблеме бюджетного дефицита и иммиграции. Однако даже в самой демократической партии существуют разногласия по многим из этих вопросов.
Серьезные разногласия между Бушем и многими демократами лежат и в области вопросов этики и морали – таких как аборты, однополые браки и исследования в области стволовых клеток, взятых из человеческих эмбрионов.
Теперь, когда демократы получили контроль над конгрессом, Буш может столкнуться с попытками законодателей изменить подход к решению некоторых из этих вопросов.
Однако многие из новоизбранных в конгресс демократов представляют штаты, считающиеся консервативными в плане социальных вопросов, и некоторые из них разделяют взгляды нынешнего президента на вопросы этики и морали.