Каким будет исторический центр Харькова? Градсовет утвердил новую планировку
Мосты, пешеходные переходы и изменение трамвайной линии. Члены градостроительного совета рассмотрели детальный план планировки территории, ограниченной рекой Лопань, Бурсацким спуском, площадями Конституции и Розы Люксембург.
Самое проблемное место района – это транспортная схема. Именно ее внимательнее всего рассматривали архитекторы. Кроме того, проект включает расположение подземных паркингов и торговых центров, и даже перенос памятников.
Общая площадь территории – 43,5 га. Проект предполагает три очереди строительства.
Первая – расширение проезжих частей, создание «зеленой волны» светофоров, строительство пешеходных переходов, ликвидацию некоторых автобусных маршрутов.
Вторая – строительство моста через реку Харьков (продолжение пер. Банного), реконструкция набережной вдоль реки Харьков от ул. Университетской.
Третья – создание многоэтажных стоянок вдоль реки Харьков и пробивка ул. Шота Руставели с мостом через реку Харьков.
Но начать реализацию проекта, по словам директора института «Харьковпроект» Татьяны Поливановой, получится только с 2026 года.
Реконструкцию площади Розы Люксембург – именно здесь проходит транзитный транспорт и затрудняет движение – авторы предложили в трех вариантах:
1) вынести трамвайную линию с площади, пустив ее в обход площади; перенести памятник Соборности Украины, а на его месте разбить клумбу;
2) вынести трамвайную линию на противоположную сторону от Центрального универмага, чтобы она огибала площадку вокруг памятника Соборности Украины.
3) вынести на противоположную сторону от Центрального универмага не только трамвайную линию, но и ограничить движение транспорта только по этой стороне, соединяя площадку вокруг памятника Соборности Украины с территорией перед Центральным универмагом.
Два с половиной часа обсуждений, и градсовет одобрил последние два из трех вариантов и в целом утвердил проект.
Вообще же проект включает в себя 14 объектов, которые только планируют построить в этом районе. Один из них – «конфликтное строительство» многоэтажного торгового центра по улице Квитки-Основьяненко. Члены общественной организации «Харківська фортеця» – они присутствовали на градсовете – уверены: строительство подобных объектов в историческом центре – «уголовное преступление».
Александр Калугин, архитектор, член общественной организации: «Я не против того факта, чтобы что-то проектировалось, я против того, чтобы уничтожать историческую часть города Харькова».
Главный архитектор Сергей Чечельницкий объясняет: участки под эти объекты выделяли депутаты даже не этого созыва. Он уверен, что у активистов, которые пришли на заседание, была иная цель.
Сергей Чечельницкий, главный архитектор города: «Приходят люди, у которых цель – сорвать градсовет. Не вопрос истины, не вопрос лучшего для города, а просто, чтобы пропиариться».
Заказчик проекта планировки территории – Департамент градостроительства, архитектуры и земельных отношений. План разрабатывал коллектив архитекторов, в том числе и Татьяна Поливанова. Рецензировали проект депутат горсовета Виктор Бобровский и директор Департамента транспорта и связи Евгений Водовозов.