Как собирается выживать ХТЗ? С правительственными деньгами и без них…
Сколько людей уволят с Харьковского тракторного завода, или до конца года предприятие сможет избежать сокращений – зависит от количества заказов в целом и выделения денег на закупку тракторов ХТЗ по лизинговой программе в частности.
Профсоюзный комитет предприятия еще в июле дал согласие на сокращение 445-ти человек. В начале сентября руководство ХТЗ сообщило о планах сократить еще полторы тысячи. Но сколько людей уволят на самом деле, председатель профкома предприятия Валерий Дейнеко сказать не может. Говорит: это зависит в первую очередь от того, заработает ли лизинговая программа.
Валерий Дейнеко, председатель профсоюзного комитета ОАО «ХТЗ»: «Если сейчас ситуация меняется в связи с тем, что заработает система «Украгролизинга», т.е. поступят средства для закупок, в связи с тем, что откроются еще определенные заказы – естественно заказов больше, нужно больше людей, естественно процесс этот просто тормознется».
ХТЗ возобновил производство в сентябре – после почти года простоя с перерывом на май и июнь. Прошлой осенью у завода возникли серьезные проблемы со сбытом: Россия, куда шло около семидесяти процентов харьковских тракторов, приняла жесткие протекционистские меры и практически закрыла границы для импортной, в том числе и украинской, техники.
Если летом прошлого года ХТЗ выпускал – и продавал! – больше трехсот машин в месяц, то сегодня в планах – шестьдесят тракторов и безубыточное производство. Чтобы это обеспечить, говорит гендиректор ХТЗ Сергей Серебряков, нужно две с половиной тысячи человек, на тысячу восемьсот меньше, чем есть сегодня. Но слов «массовое сокращение» Серебряков избегает, говорит: речь идет об оптимизации – нужно сохранить высококлассных специалистов, то есть костяк, на который – когда появятся заказы – можно будет нарастить мускулы.
Сергей Серебряков, генеральный директор ОАО «ХТЗ»: «У вас есть выход: либо платить нормальную достойную среднюю заработную плату оставшейся части коллектива, тем самым сохранив хороших специалистов и дав им возможность нормально существовать, работать, и жить, и развиваться, и их семьям отдыхать или оставить там популистские меры – никого ничего не затронуть, но при этом там размазать как-то там зарплату – все квалифицированные кадры тут же убегут. Просто тут же, потому что зарплата не будет достойной их труда, но при этом якобы все будет хорошо».
На прошлой неделе, по словам первого вице-губернатора Владимира Бабаева, Кабмин опять вернулся к лизинговой программе. Если она будет работать, и ХТЗ получит деньги, сокращений удастся избежать, говорит Бабаев.
Владимир Бабаев, 1-й зам. председателя облгосадминистрации: «И по всей вероятности за сентябрь месяц никто сокращаться не будет. А если 200 миллионов мы получим в лизинг, до конца года никаких сокращений не будет. Крупных, я имею в виду».
Спрос на тракторы ХТЗ есть, уверяет Сергей Серебряков: заявок от фермеров – на тысячу триста машин. А потенциальный рынок – на порядок больше. Нужно лишь создать условия, чтобы этот рынок заработал, говорит гендиректор ХТЗ.
Смотрите фоторепортаж.