Как слышать свои шаги и разговаривать с умершей соседкой – эксперименты в театре Шевченко
Две пьесы: бытовую – от современного российского драматурга – и философскую – от классика европейской литературы – в один спектакль объединил режиссер театра Шевченко Александр Ковшун. Пьесы – полные противоположности друг другу, говорит режиссер. Полученный микс под названием «Та, що слухає кроки» Александр Ковшун представит зрителям в среду – на экспериментальной сцене театра украинской драмы.
Александр Ковшун, режиссер: «Вони поєднані тільки темою. По стилістиці і по естетиці вони протилежні п`єси, і навіть по філософському звучанню вони протилежні. Коляда писав досить побутову п`єсу, описував людину самотню. Беккет використовував свої засоби – засоби екзистенційного підходу, погляду на людське життя».
Сцена из спектакля: Энни, героиня пьесы (ходит по сцене – слушает шаги): «П’ять, шість, сім, кругом. Повертаюся».
Энни – героиня пьесы Сэмюэля Беккета «Шаги». Вот она, маленькая девочка, считает шаги. Вот она, уже пожилая – и все так же считает и слушает шаги.
Сцена из спектакля: Энни, героиня пьесы: «Так мамо, самих кроків мені замало. Я повинна чути їх звук».
Режиссер и актриса единодушны: Беккет в пьесе не дает надежды.
Елена Качан, актриса: «Я думаю, що людина при всьому при тому все рівно одна. Завжди. І мала, і велика, і доросла, і стара. Людина все одно лишається і вирішує все сама: якою бути, де бути. Не знаю, на мій погляд, це дуже велика проблема».
Сцена из спектакля: Героиня пьесы: «Скажи, Елло, ти з ним особисто розмовляла? Особисто. Куди ти потрапила, Елло: до раю чи до пекла?»
Героиня современной пьесы Николая Коляды «Девушка моей мечты» – одинокая и немолодая, разговаривает по телефону с умершей соседкой. Бытовые проблемы, эпизоды из жизни, сплетни и новости – ей просто больше не с кем поговорить.
Сцена из спектакля: Героиня пьесы: «Алло, Елло Миколаївна! Я хотіла сказати, що, як бачите, все залишається по-старому. Нічого в нашому житті не змінюється».
Елена Приступ, актриса: «Основное – это попытка человека услышать свои шаги, «почути свої кроки». Наступает определенный этап жизни, когда человек пытается понять, зачем он живет и мне кажется в этом смысл – оставим мы после себя память, шаги и будут ли нас вспоминать потом».
Самая маленькая актриса, пятилетняя Соня, еще плохо понимает смысл слова «одиночество». Но этот ребенок своими лучшими друзьями и советниками называет кукол.
Соня, актриса, 5 лет: «Чтобы меня и фотографировали, и чтобы я была Золушкой».
Корреспондент: «Тебе кто-то уже пообещал, что ты будешь Золушкой?»
Соня, актриса, 5 лет: «Я сама, то есть куклы мои пообещали».
Режиссер спектакля уверен: такое объединение идеально. Беккета без Коляды нашему зрителю трудно понять.
Елена Приступ, актриса: «Мы не можем, у нас все равно в финале должна быть Лилия Аркадьевна с телефоном, ребенок, то есть мы должны какую-то надежду оставить для себя».