Как готовили Харьков к юбилею сегодня и пять лет назад
Проехаться от «Научной» до «Ботсада» или «23 Августа». Сегодня для харьковчан это – повседневное явление. Пять лет назад люди стояли здесь в очереди – ждали официального открытия. Первым пассажиром новой станции утром двадцать первого августа две тысячи четвертого года стал тогдашний Президент Украины Леонид Кучма.
Открытие «Ботанического сада» и «23 Августа» пять лет назад стало одним из главных событий в программе празднования Дня города. Две новые станции метро к трехсотпятидесятилетию – поистине юбилейный подарок.
Евгений Кушнарев, глава Харьковской облгосадминистрации (2000-2004 гг.) (21 августа 2004г.): «Когда мы открывали первые пять станций Алексеевской линии, никто из нас не мог представить, что нового праздника нужно будет ждать долгие девять лет. Эти времена были не простые для нас».
Тогда, в 2004-м, Леонид Кучма перерезал почему-то голубую ленточку и прилюдно взял обещание у тогдашнего губернатора Евгения Кушнарева: каждые два года в Харькове будет открываться новая станция метро. Не сбылось. Три года харьковчане ждут открытия станции «Алексеевская». Она построена наполовину, на вторую – нужно сто пятьдесят миллионов. Запуск обещали в две тысячи шестом, отложили – до седьмого, потом – до восьмого. В две тысячи девятом и не вспоминают. Строительство тут остановилось после Нового года, в суде слушается дело о банкротстве «Метростроя», заказчик, метрополитен, ищет нового подрядчика.
Обновленный проспект Ленина, увенчанный огромным казаком на коне. Гигантское творение Зураба Церетели, которое назвали Харьком, – подарок Харькову от когорты городских деятелей. Сам проспект отремонтировали капитально: расширили, с центра убрали зеленую полосу, сделали многослойное покрытие – на нем и по сей день ни одной ямы.
Владимир Шумилкин, городской голова (2002-2006 гг.) (10 августа 2004 г.): «Были волнения, старый ли конь или, может, не слишком он как бы серьезный для Харькова. Сергей Сергеевич говорит, что конь молодой, нормальный, новый и долго будет служить харьковчанам и Харькову. Поэтому фотографию пока передаю. А казак? Казак тоже очень молодой, энергичный, динамичный, под стать городу».
Сегодняшние руководители города тоже приложили усилия, чтобы праздник удался. Харькову – триста пятьдесят пять. Расширили Рымарскую, заасфальтировали по новой технологии, обещают: по крайней мере пятнадцать лет ремонтов здесь не будет. Реконструкцию Пушкинской тоже посвятили юбилею. Улицу сделали шире, убрали трамвайные пути. Свой подарок сделал и главный инвестор подготовки города к ЕВРО – Александр Ярославский. Его юбилейный вклад – ремонт улицы Державинской.
Михаил Добкин, городской голова: «Подарок, если бы я достал деньги из своего кармана и что-нибудь подарил-купил: картину, статуэтку либо компьютер. Это сделано на деньги харьковчан. Просто мы приурочили это ко Дню города. Это подарок харьковчан своему городу. Это не подарок Добкина, Водовозова, Дулуба или Гриневича».
Из культурно-исторических объектов – в 2004-м обновили каскадный фонтан в саду имени Шевченко. Этот источник иссяк пятнадцать лет назад. В этом году – взялись за два сквера: Покровский, рядом с монастырем – и площадь Архитекторов – так теперь будет называться сквер возле станции метро «Архитектора Бекетова».
Обошли только Госпром. Пять лет назад его пытались отремонтировать к юбилею хотя бы снаружи. Обновили только часть фасада со стороны площади Свободы. Остальное – ждет СВОЕГО юбилея.