ЖКХ. Как потребителю стать не просящим, а требующим?
Коммунальники – монополисты, потребители – просящие. Так описывает сегодняшнюю систему отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве лидер общественной организации «Харьковчанин» Владислав Протас.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, которую проводят городские власти, – фикция, заявляет он. У потребителей нет выбора – их обслуживают заранее определенные жилищно-коммунальные предприятия, которые назначает мэрия, говорит Владислав Протас.
«Таким образом, коммунальная система становится той областью экономики, где в момент разрушения старого благоприятно развиваются коррупционные схемы, совершаются теневые непрозрачные финансовые операции, происходит частное обогащение за счет коммунальных ресурсов. Потребители разобщены и сталкиваются с монополистами-коммунальщиками на правах просящего. Без возможности выбора в условиях монопольно предоставляемых «Жилкомсервисом» услуг потребитель лишен гарантии, что повышение тарифов влечет за собой повышение качества услуг. Тарифы растут – качество услуг нет», – считает он.
Протас предлагает схему: помоги себе сам. Харьковчане могут отказаться от услуг коммунальных предприятий, выбранных городскими властями. Но только создав ОСМД – объединение совладельцев многоквартирных домов. Каждый дом существует как отдельное предприятие: жильцы собирают деньги – квартплату, – а платят тому предприятию, которое предлагает лучшие и качественные услуги.
ОСМД (они же – кондоминиумы) стали появляться в Украине после распада СССР, когда жилищные организации оказались неспособны обслуживать дома на надлежащем уровне, а люди осознали прелести самостоятельного ведения хозяйства своего дома. Сейчас в Харькове больше двухсот ОСМД, в стране – около 5-ти тысяч. На вопрос: «почему так мало?», эксперты отвечают: люди еще не отошли от советских принципов и не свыклись с мыслью, что только от них зависит качество их жизни.
Создав кондоминиум, владельцы квартир начинают самостоятельно управлять своей собственностью. Выгоды – налицо, настаивает лидер общественной организации «Харьковчанин». Налоги организация не платит, деньги – квартплату – жильцы контролируют полностью. А, кроме того, городские власти обязаны капитально отремонтировать дом перед передачей его в управление жильцам. И даже после создания ОСМД продолжают время от времени ремонтировать его.
И именно потому, что деньги жильцы тратят только по своему усмотрению, сами выбирают обслуживающие организации, неизвестно, подчеркивает Владислав Протас, выдержит ли, например, «Жилкомсервис» конкуренцию с другими жилищно-коммунальными организациями.