Жизнь в мире иллюзий
В наше время существует огромное количество классификаций книг, а говоря конкретнее – литературных произведений. От банальной интересно–неинтересно к крайне детализированному разделению на наименьшие поджанры. Однако я бы сказала, что есть еще один критерий, по которому можно разделить весь книжный массив на две больших группы. К первой я бы отнесла книги, где на первом месте стоит сюжет, новизна описываемого, скажем, видимая история. А, следовательно, и воспринимают их все более-менее одинаково (именно здесь подключается оценивание по критерию интересно–неинтересно, понравилось–не понравилось).
А ко второй, по моему мнению, принадлежат произведения, где на первое место автор ставит смысл, а сюжет играет вспомогательную, второстепенную роль. И именно такие книги каждый воспринимает и интерпретирует по-своему, так сказать, видит именно то, что ему нужно на тот момент.
«Иллюзия» Татьяны Винокуровой-Садиченко принадлежит именно к тем книгам, которые интерпретировать однозначно просто невозможно. Поэтому я также не буду претендовать ни на окончательность, ни на правильность суждений. Скажу лишь, что на первый взгляд книга показалась мне странноватой (то есть необычной для восприятия), немного нескладной (как это бывает с мальчиками и девочками в переходный период) и несколько причудливой (возможно, из-за определенной отрывочности и загерметизированности, необходимости искать смысл более глубокий чем тот, который содержится на поверхности слов и фраз). Однако это лишь мое субъективное впечатление. Да и авторский стиль (а он здесь, безусловно, есть) значительно лучше, чем его отсутствие.
«Иллюзия» – это небольшой роман, не слишком насыщенный событиями и персонажами. У главной героини, от имени которой ведется рассказ, есть друг, убежденный, что миром правит некая могущественная организация. Через средства массовой информации и другие каналы эта организация зомбирует людей и таким образом может руководить ими, влияя на подсознание. А после смерти друга она перенимает его эстафету в этой странной войне. И, следует сказать, выигрывает ее, однако вовсе не так, как кто-то бы мог подумать или представить это.
После первых двадцати страниц может создаться впечатление, что книга действительно посвящена существованию той тайной организации, которая управляет людьми со своей недосягаемой высоты через избыток информации, с которой большинство просто не в состоянии справиться. Однако впоследствии, параллельно с развитием сюжетной линии невидимой войны главной героини, автор спускается к более глубокому, внутреннему содержанию. И именно здесь появляются такие категории, как серьезно–весело, искусственно–естественно, глобальное–частное, подстраиваться–быть собой. А война с ними и является тем начальным толчком, который вынуждает главную героиню вести поиски, углубляться в размышления и делать определенные открытия.
Мне кажется, именно ступив на тропу странной войны и отдавшись на волю паранойи/шизофрении (возможно, поверхностной или даже мнимой), главная героиня смогла дойти до самого дна, где ее ожидали ответы, которых так и не получил преждевременно погибший Изя. Например, она поняла, что воевать с ними весело, а воспринимая эту борьбу серьезно, как раз и можно погибнуть. Как достойная своего учителя ученица, она ведет себя очень осмотрительно и применяет разнообразные навыки общения, чтобы понять, какова же в действительности цель другого человека во время беседы с ней. Однако в случае с Олексой, как говорят, нашла коса на камень. Он тоже достаточно хорошо разбирается в НЛП и навыках общения. Вот и выходит, что настроившись друг на друга, они видят в другом словно свои отображения. Им неинтересно. Найти волну другого и значит потерять, изменить себе, раствориться. А отношения имеют будущее только если люди могут быть самими собой.
Что касается иллюзии, то мне кажется, для Татьяны Винокуровой-Садиченко это понятие больше позитивное, чем негативное. Да, люди живут в мире иллюзий, и именно благодаря им жизнь наполнена красками и смыслом. Конечно, иногда очень больно утрачивать иллюзии, однако именно вера и дает силу жить. По крайней мере, можно прийти к такому заключению, следуя размышлениям главной героини. Олекса как раз и является сначала человеком без иллюзий, без веры. А отсутствие иллюзий и холодный расчет – это ли не черта бога, которому не нужны ни краски, ни смысл жизни? Такими богами и представляет себе главная героиня тех могучих и недосягаемых их. И надо быть богом (или хотя бы полубогом), чтобы с ними воевать. А она приходит к выводу, что это вовсе не то, что ей надо, чего ей хочется. А хочет она просто быть собой (избавившись от навязчивых идей) и жить в мире со всеми (и собой также), словом, как все, иметь иллюзии, а, следовательно, чувствовать вкус и смысл жизни.
Как бы там ни было, принимая во внимание форму, содержание и стиль «Иллюзии» Татьяны Винокуровой-Садиченко, я почти уверена, что это произведение понравится далеко не всем. Кто-то будет сетовать на сюжетную простоту, кто-то не оценит стиль писательницы, а кто-то будет просто не готов к тем утверждениям, которые лежат в основе романа, или выводам, к которым он подталкивает. Однако единственное, что нельзя здесь отрицать, так это отсутствие внутреннего смысла. Хочешь-не хочешь, а “Иллюзия” подталкивает к размышлениям (каким, это уже личное дело каждого). А работа мысли всегда дает плодотворные результаты.
Рецензия предоставлена проектом «Записки книголюба».