Жертвы искусства. Последняя монументальная работа Самокиша на грани исчезновения
Его картины можно увидеть в Третьяковке, Эрмитаже или – в подъезде обычного харьковского дома. Выдающийся художник-баталист Николай Самокиш сто лет назад расписал стены имения в центре Харькова – сейчас это жилой дом.
Искусствоведы называют эти росписи в подъезде «последней монументальной работой Самокиша, которая сохранилась». И бьют тревогу: памятник искусства может быть потерян. Рисунки быстро разрушаются и нуждаются в срочной реставрации.
Мироносицкая, 44. Этот дом построили сто лет назад – для управляющего “сахарным” заводом. Правда, изначально было всего два этажа. Хозяин – чтобы украсить жилище – пригласил расписать стены двух художников, которых уже тогда называли известными, – баталиста Самокиша и пейзажиста Васильковского. Правда, полотно последнего (это была имитация пейзажа в окне) исчезло еще при Союзе. Росписи Самокиша (именно он сделал эти стены такими цветастыми) тогда же закрасили эмалью, наполовину. Чтобы было похоже на традиционный советский подъезд. Теперь жильцы дома хотят восстановить орнаменты – собирают подписи и пишут письма чиновникам.
Олег Степанов, житель дома: «Подписей тоже много… очень много, вот видите. Ну, ответы такие были, что денег нет, обратитесь в управление архитектуры, а управление говорит – обратитесь туда, а туда обращаемся – обратитесь туда, и тому подобное».
Два нижних этажа – не жилые, здесь сегодня офисы. Один из предпринимателей и решил «помочь» делу, вспоминает Олег Степанов: нанял художников – те на нескольких метрах у входа на оригинал нанесли свой рисунок – по мотивам Самокиша. Теперь этот слой отпадает – вместе с фрагментами аутентичной росписи.
Вячеслав Шулика, ст. преподаватель кафедры реставрации монументальной и станковой живописи Академии дизайна и искусств: «Вот это вот пример неквалифицированной реставрации. Здесь грубая ремесленная запись, которая толстым слоем эмалевой краски скрывает первоначальный слой Самокиша, то есть под низом находится оригинал Самокиша».
Выдающийся украинский баталист расписал здесь каждый сантиметр: от потолка до пола. Одна из стен с росписями потеряла ценность несколько лет назад. Рисунки из-за коммунальной аварии просто смыло водой.
Олег Степанов, житель дома: «Наверху, во время дождя, между этими двумя пространствами все время просачивалась вода. В общем, за 2-3 месяца это всё пропало».
Вячеслав Шулика преподает на кафедре реставрации. Вместе со студентами он пытался провести исследования росписей: оказалось, поверх Самокиша стены покрывали еще семь раз. И каждый слой нуждается в разной технологии расчистки.
Вячеслав Шулика ст. преподаватель кафедры реставрации монументальной и станковой живописи Академии дизайна и искусств: «Было очень интересно, когда мы начали расчистку, и потом спустя день пришли, смотрим – кто-то нам тут начал помогать ключами расковыривать».
Помогают не только реставраторам, но и Самокишу. Кто-то пытается сделать орнамент 1910 года ярче – обводит маркером. Кто-то – привносит в росписи современные мотивы.
А вот, как легко орнамент Самокиша трансформируется в значок Супермена.
Вячеслав Шулика ст. преподаватель кафедры реставрации монументальной и станковой живописи Академии дизайна и искусств: «Особенно печально, потому что это последняя роспись Самокиша монументальная, которая вообще существует в Украине».
На реставрацию росписей – а их в этом доме 60 квадратных метров – нужно около 25 тысяч гривен. И это без расходов на материалы, подсчитал реставратор. Он и до сих пор не перестает удивляться: роспись, которую не увидишь ни в одном из музеев Украины или России, никак не охраняют. Памятка требует хотя бы минимального – консервирования: чтобы не разрушалась дальше.
Вячеслав Шулика ст. преподаватель кафедры реставрации монументальной и станковой живописи Академии дизайна и искусств: «Здесь, к сожалению, поскольку нет естественного источника света, и искусственный свет очень слабый, с каждым годом роспись будет темнеть и желтеть».