Изъятие церковных ценностей
«Религия – опиум для народа». Этим лозунгом определялось отношение советской власти к церкви. Большевики никогда не скрывали своего отношения к религии, поэтому гонения на церковь начались практически сразу же после их прихода к власти. Но всплеск большевистского террора против церкви начался в тысяча девятьсот двадцать втором году. В феврале этого года выходит декрет Всероссийского Центрисполкома о насильственном изъятии церковных ценностей, а девятнадцатого марта Ленин пишет письмо, в котором призывает навсегда покончить с церковью.
В России 20-21-го годов свирепствует голод. Церковь создает Всероссийский комитет помощи голодающим и призывает жертвовать на нужды голодающих церковные драгоценности, не имеющие богослужебного употребления. Большевики поддерживают эту инициативу церковных властей, хотя в это же время центральный комитет большевистской партии тратит огромные суммы вовсе не на борьбу с голодом. Деньги идут на поддержку мировой революции. Тем временем голод не утихает, и 23 февраля 1922 года ВЦИК издает декрет о насильственном изъятии церковных ценностей. Естественно, это не могло не вызвать сопротивления. Одним из самых громких стал случай в городе Шуе. Красноармейцы открыли огонь по людям, мешавшим выносу ценностей из храма. Патриарх Тихон выпустил воззвание, в котором назвал происходящее богохульством. Под впечатлением всего этого Ленин 19 марта пишет секретное письмо членам Политбюро. Его не было даже в Полном собрании сочинений, оно стало известно только в конце 80-х годов. Вот что писал Ильич своим соратникам: “Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем и поэтому должны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией… …мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий.” Началось повальное разграбление церквей. Не обошла кампания по изъятию церковных ценностей и Харьков. Правда, судя по докладу Ценрального исполнительного комитета Советов УССР от 23 июня 22-го года, прошла она в нашем городе довольно мирно. В докладе сказано, что за весь ход кампании “имело место два случая, когда граждане двух церквей, расположенных близ базара, пытались воспрепятствовать комиссии выносу церковных ценностей.” Вообще же это был фактически пролог ко всем тем преступлениям, которые происходили в последующие годы. А под определение “черносотенное” попали практически все священнослужители. По ряду данных, после этой ленинской отмашки только в России было расстреляно 14 тысяч священников. Из 80 тысяч церквей к 50-му году осталось одиннадцать с половиной тысяч. А на месте уничтожаемой церкви большевики создавали свою. Со своими обрядами и своими богами.