Игорь Борис: призыв «беречь соборы душ людских» актуален, как никогда
Живой баян и танцевальная музыка, песни Нины Матвиенко и Владимира Высоцкого, начинающие актеры и декорации над зрительскими креслами. Все это – новый спектакль режиссера Игоря Бориса. В театре Шевченко сегодня премьера “Собора” по Олесю Гончару. Авторы настаивают, что постановка некоммерческая, а главная идея романа Гончара – «беречь соборы душ людских» – после президентских выборов зазвучала по-новому.
Игорь Борис рассказывает, что решил ставить «Собор», как только книга была издана. Позже, в конце восьмидесятых, режиссер лично встречался с уже больным Олесем Гончаром. Тогда писатель сказал, что для сценического воплощения «Собора» время еще не пришло. Сейчас, утверждает Игорь Борис, роман актуален, как никогда. Правда, добавляет: спектакль будет совсем некоммерческим.
Игорь Борис, режиссер-постановщик: Я обираю театр український, сюрреалістичний, поетичний – сучасними засобами. Больовий. Больовий театр. Тобто, якщо у виставі я не бачу концептуальної якоїсь проблеми, він мене не цікавить. Я сприймаю це як видовище – будь-яке: чи то за кордоном, чи то тут. Але воно мене не хвилює.
То, что сегодня будет происходить на сцене, художественный руководитель и директор театра режиссер Андрей Жолдак представляет себе на семьдесят процентов – он сейчас работает в Швейцарии и знает о постановке только по рассказам. Но добро дал и на некоммерческий проект, и на другую, нежолдаковскую, стилистику премьеры. Хотя, по словам Игоря Бориса, в спектакле будут и походы актеров в зал, и декорации над зрительскими креслами, и современная музыка.
Над звуковым оформлением «Собора» работали выпускники и даже студенты – театралы. Для пятикурсника Юрия Кузнецова – это первая работа в академическом театре. В программке спектакля он значится как композитор партитур для музыкального трио: живые кларнет, скрипка и баян будут чередоваться с современными ритмами.
Малихан, звуковая и музыкальная атмосфера: Исключительно живая музыка не звучит тогда, когда актеры танцуют. Актеры танцуют под транс. Играет, в основном, Ambient, так же звучат отрывки из «Нож для фрау Мюллер», что совершенно не похоже на то, что это «Собор» Олеся Гончара. И вообще-то, действительно, это полифония. Жанров очень много. Плюс еще есть отрывки из Нины Матвиенко, украинской певицы, и звучит даже одна песня Высоцкого.
Жанр спектакля в классическом понимании постановщики называть отказываются. Говорят, “Фантазия нашого времени” – самое точное определение сегодняшнего “Собора”. Режиссер Игорь Борис говорит, что фантазировал на тему того, как поведут себя герои Гончара в двадцать первом веке, и хотел донести современному зрителю свою боль за сохранение человека в человеке.