Хобби, не ставшее профессией
Сто пятнадцать моделей самолётов прошлого века представлены на выставке, которая открылась сегодня в мемориальном музее-квартире семьи Гризодубовых. Эта экспозиция — лишь часть коллекции, собранной за 30 с лишним лет Станиславом Борисовым. Организаторы посвятили выставку 60-й годовщине освобождения Харькова. Большая часть представленных моделей — точные копии военных самолётов времён второй мировой войны.
Для Станислава Борисова самолёты — это хобби, так и не ставшее профессией. В детстве он мечтал стать лётчиком, даже занимался в аэроклубе. Мальчишеская мечта не сбылась. Здоровье подкачало.
Распрощавшись с самолётами настоящими, Станислав Борисов стал коллекционировать их модели. Дело, в принципе, не хитрое. Главное, оказаться в нужном месте и в нужное время, чтобы купить набор, из которого можно собрать редкую модель самолёта.
На сборку одного экземпляра в зависимости от сложности уходит от месяца до полугода. За 30 с лишним лет Станислав Александрович собрал больше 200 разных моделей самолетов. Одинаковые модели не собирает принципиально.
Станислав Борисов, коллекционер: «Мне неинтересно. Вот честно. И даже если модель поломалась, я её не ремонтирую, честно. Я не могу, у меня руки не доходят, не люблю ремонтировать».
Музею Гризодубовых для экспозиции Станислав Борисов передал чуть больше половины коллекции. И этого оказалось много. Места на стендах хватило только для 115-ти моделей. Но модели ХАЗовских самолётов в экспозиции отсутствуют по другой причине.
Виталий Власко, директор мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых: «Обижаемся мы, и музейщики, и коллекционеры, практически невозможно достать модели Харьковского авиационного завода. АН-74, АН-140, они, может быть, и есть, появились. А, допустим, довоенного периода — увы, их просто промышленность не выпускает».
Зато в экспозиции есть миниатюрные копии самолётов, которые в прошлом веке были на вооружении не только Советского Союза, но и США, Англии, Франции, Израиля, Польши и Чехословакии.