ХАЗовцы вышли на пикет. Четыре месяца им не платят зарплату (обновлено)
Посменно – на пикет. Рабочие ХАЗа вышли с палатками к проходной завода. Причина – 4-месячный долг по зарплате. Самолетостроители выходят на пикет группами – посменно, объясняют: останавливать производство не собираются.
Четыре палатки, красные повязки на рукавах, график дежурства. В профкоме ХАЗа подчеркивают: это не забастовка и не голодовка. Организаторы пикета – заводской профком – говорят, акция предупредительная – для руководства завода, чиновников из обладминистрации и министерства промполитики, которые о кризисе знают и ничего не делают.
Михаил Погорелов, председатель профкома ХАЗа: «Поверьте, у нас рабочие настроены очень решительно. Мы, профком, к сожалению, пока еще сдерживаем их. Мы еще имеем какие-то средства влияния. Когда они пойдут уже большой массой к обладминистрации, это будет говорить уже о нашей слабости».
У проходной заводчане выстроились в очередь к банкомату, чтобы получить аванс за ноябрь прошлого года – первая зарплата за четыре месяца.
У банкомата.
Татьяна: «Пришлось уволиться. Потому что жить не на что».
Корреспондент: «Сколько не платили вам? 4 месяца? Три?»
Татьяна: «Я, честно говоря, даже не считаю. Потому что у нас, так или иначе, где-нибудь как-нибудь недоплатят. Это не впервой».
Татьяна работала на ХАЗе мастером – пришла увольняться. В день, по данным профкома предприятия, с авиазавода уходит 10-15 человек.
Людмила Петрова, зав. складом ХАЗа: «Где-то занимаем, перезанимаем, когда-то получу – отдам. И всего лишь. И не только я. Здесь у нас очень много по цехам, по отделам работают целыми семьями, я вообще не знаю, как они выживают!»
Профком переживает за коллектив, говорят, что он уникален: чтобы вырастить одного самолетостроителя, говорит глава профкома, нужно минимум три года. Тот, кто строил самолеты, чайники делать сможет, наоборот – нет.
Наталья Блудова, кладовщик 45 цеха ХАЗа: «Есть огород, есть что-то свое домашнее. То муж, то родительская пенсия – так и живем. На 30 процентов зарплаты много проживешь? Никак. Вот уже 4 месяца зарплата задерживается. Тяжело, конечно».
Нужно сдавать самолеты, которые простаивают в цеху окончательной сборки. Нужен гендиректор, чтобы и банкиры, и заказчики, и чиновники воспринимали всерьез. Назначение очередного исполняющего обязанности и треть месячной зарплаты – если ее не было уже 4 месяца, рабочие называют «полумерами».
Владилен Вавилов, начальник обл. управления промышленности, транспорта и связи: «Даже если сейчас пригласить сверхизвестного фокусника Копперфильда, так сказать, задача, проблемы, вернее, завода он… к сожалению, это будет, наверное, первое его неудачное выступление. Страна должна выбрать: сумеет ли она финансово «потащить» эту отрасль самостоятельно. Либо она должна привлечь серьезного партнера в авиационную отрасль, на что, в общем-то, делается определенный акцент и программа».
В областном управлении промышленности признают: Степан Федак – временная фигура. Кандидатуру гендиректора руководство области планировало обсудить во вторник на выездной коллегии Минпромполитики – заседание отложили на неопределенный срок.
Но и назначение другого директора ХАЗа, подчеркивают чиновники, не выход. В областном управлении промышленности склоняются к такому варианту: ХАЗ должен стать акционерным обществом. Часть акций можно продать инвестору, тому, кто в самолетостроении заинтересован больше, чем государство.
Смотрите – фоторепортаж.