Харьковскому метрополитену не хватает 25 копеек от каждого пассажира
Новый срок. В планах харьковских метростроителей на этот год нет запуска станции метро «Интернациональная» или «Алексеевская». Об этом сегодня сообщил начальник дирекции строящегося метрополитена Анатолий Кравчук.
Метро будет на Алексеевке ровно через 190 миллионов гривень: ноу-хау от Анатолия Кравчука – измерять время не в месяцах, а в гривнях. Так точнее, уверен чиновник.
В этом году на строительство метро в бюджетах всех уровней заложено 90 миллионов – это уже попытка перевести в более привычные единицы измерения. Если в 2008 будет хотя бы 100 – будет новая станция.
Станцию «Алексеевская» еще полгода назад анонсировали главной изюминкой Дня города-2007, позже чиновники начали говорить абстрактно – «конец года». Как сделать так, чтобы временные сроки не срывались? Идея Кравчука – внести в тариф на проезд в метро инвестсоставляющую – 10 копеек – и тратить на новые тоннели и станции. Сегодня в тарифе – расходов на строительство нет, уверяет Кравчук.
Анатолий Кравчук, начальник дирекции строящегося метрополитена: «Если сегодня сказать жителю Северной Салтовки, что ты в тарифе на метро будешь платить еще 10 копеек на инвестиционную составляющую и тебе завтра начнут строительство станции на Северную Салтовку, за твои 10 копеек и за бюджетные, из пяти источников. Я думаю, он не будет возражать».
Подкорректировать тариф сегодня хочет не только Анатолий Кравчук. В администрации метрополитена – встреча руководителей с пассажирами и журналистами. PR-акция «поддержим повышение тарифов», за выступающими – плакат: «убытки подземки за полгода – 20 миллионов гривень».
Начальники отделений рассказывают, что с июля отменяется льгота на электроэнергию, растут аппетиты у охраны, а государство обрезало возможность зарабатывать госструктуре на аренде и рекламе. Отсюда – обращение к облгосадминистрации, которая может дать добро на повышение тарифа.
Людмила Шутикова, зам. начальника метрополитена по экономике: «Решить вопрос либо повышения тарифа, либо дотация на возмещение разности в себестоимости и тарифе. Мы не ставим жестко вопрос – отдайте нам тариф, и все».
По подсчетам руководства подземки, себестоимость одной поездки – 1 гривня 12. До какого уровня повышать тариф, начальник метро уже определился – 1 гривня. А пока облгосадминистрация думает, метро, как перед прошлым подорожанием, вводит режим жесткой экономии.
Сергей Мусеев, начальник метрополитена: «А на данный момент мы экономим. Мы увеличиваем интервалы, сокращаем количество поездов на линии и так дальше».
Не работающие эскалаторы и 20-минутные интервалы между поездами после 11 вечера на облгосадминистрацию пока не действуют. Первая реакция губернатора – ищите резервы.
Арсен Аваков, председатель облгосадминистрации (25 апреля 2007 г.): «Мы повысили тариф, выше в Украине нет. Дальше это вопрос хозяйства. Если ты плохой хозяин, не умеешь хозяйствовать, чтобы сводить концы с концами, ну может быть стоит уступить место другому человеку. Или научиться хозяйствовать так, чтобы пока уложиться в 75 копеек».
Михаил Пилипчук подземкой руководил до Сергея Мусеева. Признает, преемник ставит вопросы гораздо жестче. Пилипчук – сегодня он в должности зама – объясняет: метро стареет, вагоны нужно обновлять, появляется опасность ЧП – поэтому начальник пытается выйти на себестоимость. А резервы и так включили по максимуму. Из последнего, летнего – метро отказалось от детского лагеря, санаторий перевели на хозрасчет.
Михаил Пилипчук, зам. начальника харьковского метрополитена: «Никогда такого не было на метрополитене. Триста человек сократили. Триста пятьдесят девять человек. Ну какие могут быть еще резервы?»
Руководители подземки утверждают: Киевское метро из местных бюджетов получает в десять раз больше денег, чем харьковское, отсюда – столичный тариф в 50 копеек.
В Харькове бюджеты меньше – больше платят пассажиры. Причем, в подземке уверены: и 75 копеек, и даже гривня – для клиентов далеко не критичная сумма.
Предложение скептикам от руководителей подземки. Встретиться на «Пролетарской» и как можно дешевле доехать до станции метро «23 Августа». Скептик может выбрать любой вид транспорта, кроме метро – и потратит не меньше трех гривень, утверждают в подземке. А значит, люфт у тарифа на проезд метро есть.
Вариант «устроить подобное соревнование от Пушкинской до Университета или пользоваться велосипедом» руководители метрополитена называют некорректным.