Харьковское авиастроение: катастрофа на взлете
Генеральный консул России в Исфахане Ивана Исаченко дал уточненную информацию о числе погибших в авиакатастрофе украинского самолета. По данным Исаченко, погибли 42, а не 44 пассажира, среди которых шестеро российских граждан. Генконсул отметил, что это «последние данные».
Генконсул также сообщил, что оба бортовых самописца упавшего в Иране украинского самолета опечатаны и будут переданы представителям специально назначенной для расследования комиссии из Москвы и Киева.
Похоже, что от выводов комиссии зависит и будущее проекта общего для трех стран – Украины, России и Ирана – производства АНов. Уже сегодня российские информагентства распространили заявление о том, Россия не участвовала в разработке и сборке разбившегося в Иране Ан-140, хотя Самарский авиазавод заключил договор на разработку и производство Ан-140 ещё пять лет назад. Но, как сообщило сегодня руководство завода, проект до сих пор не реализован из-за отсутствия денег и конкретных заказов.
АН-140 – новый украинский самолёт, национальная гордость и визитная карточка страны. Первый опытный образец, собранный на Харьковском авиазаводе пять лет назад, открыл двери на ранее недоступное стратегическое предприятие и журналистам, и зарубежным гостям. Тринадцать месяцев испытаний и самая масштабная рекламная кампания. Первую серийную машину, купленную одесскими авиалиниями в марте 2002-го, на Харьковском авиазаводе встречали с оркестром и президентом. Во время первого же рейса, по информации одесских пилотов, – у самолета отказал двигатель. К концу лета ХАЗ продал еще два “стосороковых”. Специальный указ Минтранса обязывает аэропорты брать как можно меньше денег с авиакомпаний, купивших новый АН.
Иностранных клиентов привлекают по-другому. Цена восемь с половиной миллионов долларов, жаро- и морозоустойчивость самолёта плюс опыт специалистов авиазавода. Иранский контракт для Украины – первая сбывшаяся надежда. Серийное производство АНов на Исфаханском заводе началось почти на полгода раньше, чем в Харькове. Заявки на приобретение украинских самолетов иранской сборки практически сразу подали больше тридцати иранских авиакомпаний.
Российский авиарынок должен был сдаться вторым. По расчетам руководства Харьковского авиазавода, протокол о намерениях купить несколько десятков АН-140, подписанный во время встречи премьеров Украины и России, до конца этого года должен был превратится в твердо оплаченный контракт. Декабрьский авиасалон в Красноярске, где “стосороковой” получил звание самого морозоустойчивого самолета, должен был окончательно убедить россиян в надежности и необходимости чуда украинского самолетостроения.