Харьковский горсовет. Апгрейд
До конца года при условии финансирования здание мэрии хотят оборудовать цифровыми видеокамерами, а сотрудникам и посетителям выдать электронные карточки. Работников горсовета намерены приучить к дисциплине.
«Мы ни в коей мере не ограничиваем вход в здание для людей, просто хотим навести порядок», — объясняет идею директор Департамента информационно-компьютерного обеспечения горсовета Александр Фетисенко.
Создание комплексной системы видеонаблюдения и контроля доступа в городском совете — один из пунктов программы информатизации Харькова.
По программе до конца 2011-го по периметру горсовета за счёт горбюджета установят новые камеры видеонаблюдения. В отличие от тех, что сейчас используются в мэрии (в частности, 32 чёрно-белые камеры), они будут цифровыми.
«Были инциденты, которые происходили по периметру здания и были зафиксированы установленными видеокамерами. К сожалению, не всегда была возможность увидеть детали, которые были засняты, так как используются устаревшие камеры и качество изображения недостаточно высокое. Соответственно, можно не разобрать сложившуюся ситуацию», — рассказывает Александр Фетисенко.
Техника нового поколения и специальное программное обеспечение позволяют распознавать объекты на «картинке», объясняет директор департамента.
Александр Фетисенко, директор Департамента информационно-компьютерного обеспечения: «Есть специальное программное обеспечение, которое позволяет осуществлять анализ видеоинформации, снимаемой камерами и, соответственно, сигнализировать охране для принятия соответствующих действий. Например, видеокамера снимает коридор и на «картинке» появляется оставленный кем-то портфель. Автоматизированная система, проведя анализ изображения, выдает тревожный сигнал на пост охраны и охрана, выйдя на место, принимает меры».
Охрана получит сигнал и примет решение, если какой-то объект с картинки исчез.
Цифровые камеры с возможностью распознавания номеров автомобилей планируют установить и на подъезде к горсовету. Идея — контролировать машины, которые заезжают во двор горсовета.
«Если номер занесён в базу данных, у него там „зелёный“ пропуск, даётся команда и открываются ворота», — поясняет специалист.
— А если не занесён в базу данных, что будет?
«Дальше человек будет анализировать и принимать решение, открывать или не открывать ворота. В целом, система позволяет многие вещи упростить, автоматизировать и повысить эффективность работы поста охраны. Обратить внимание охраны на то, что человеческий глаз может просто не заметить. Оператор целый день сидит и смотрит на монитор, он уже может не заметить каких-то изменений, а так сама система будет это всё обрабатывать», — утверждает директор департамента.
В функциях автоматизированной системы есть и распознавание лиц, так называемый «фейсконтроль». Но от этой идеи, скорее всего, откажутся, говорит Александр Фетисенко.
«Специальное программное обеспечение также позволяет «запоминать» лица всех людей, проходящих мимо видеокамеры, осуществлять анализ, сравнивать с базой данных и распознавать. При работе с системой ограничения доступа существует возможность использования электронного пропуска неуполномоченным лицом, что в принципе позволяет достаточно легко «обмануть» систему. Система распознавания лица может работать совместно со считывателями карт доступа (электронных пропусков), обеспечивая высокий уровень безопасности», — утверждает директор Департамента.
Как будут контролировать поток людей и не ограничат ли в правах посетителей горсовета?
Каждому штатному сотруднику выдадут электронный пропуск. По нему работник сможет заходить в мэрию.
Александр Фетисенко, директор Департамента информационно-компьютерного обеспечения: «Будет фиксироваться приход на работу и уход. Это надо контролировать! Ушёл покурить — ушёл на два часа покурить. Одна из главных задач — контроль рабочего времени. Где находятся сотрудники, чем они занимаются. Находятся ли они на рабочих местах и работают. Такая практика в бизнесе, она давно есть, в банках во всех есть, во многих государственных органах. Взять здание Кабинета Министров Украины, там очень давно это есть».
Посетители здания воспользуются временными пропусками.
Александр Фетисенко, директор Департамента информационно-компьютерного обеспечения: «Будет организовано бюро пропусков, которое будет выдавать после регистрации временные электронные пропуска. Человек просто регистрируется, ему выдают временный пропуск, и он идёт. Идёт сдать бумагу в отдел обращения граждан — у него будет доступ как раз на этот этаж, там, где находится этот отдел».
При этом другие этажи закрыты не будут, уверяет Фетисенко.
Много времени процедура не займёт, обещают в горсовете. На выходе временные пропуски сдаются.
«Пропуск — это электронная карточка. Мы рассматривали несколько вариантов, в том числе, когда на бумаге печатается штрих-код, прикладывается. Но там есть технические нюансы, которые мы изучили и нам не очень это понравилось», — продолжает директор департамента.
Необходимое условие для внедрения ситемы — достаточное финансирование. Точной суммы, сколько может уйти из городского бюджета на внедрение комплексной системы видеонаблюдения и контроля доступа а здание мэрии, Александр Фетисенко не уточняет. Примерный порядок цифр — до 100 тысяч гривень.
«Предполагается поэтапное внедрение ситемы. Поэтому сейчас назвать точную стоимость всех работ по внедрению системы сложно. Часть работ будет выполнена в этом году, а остальные в последующие годы. Кроме того, технический прогресс не стоит на месте и в процессе запуска и развития системы будут внедрятся новые технологии», — предполагает Александр Фетисенко.
Согласно Программе информатизации Харькова на 2011-й год, в Харьковском горсовете используется система видеонаблюдения, которая состоит из трёх диспетчерских пультов визуального контроля событий в режиме реального времени, серверных мощностей, на которых сохраняется записанная информация, и 32 чёрно-белых видеокамер, размещённых в разных помещениях и по периметру здания Харьковского городского совета.