Харьковский филолог утверждает: сегодня дети в школах изучают совсем не настоящего Шевченко
Шевченко не в оригинале. Харьковский филолог утверждает: все произведения великого кобзаря подвергались жесткой цензуре, и сегодня дети в школах изучают совсем не того Шевченко.
«За що боролись ми з ляхами, за що скородили списами московські ребра» – написал Тарас Шевченко. Еще в советские времена «московские» ребра заменили на «татарские» – из соображений политкорректности.
Украиновед Николай Зубков утверждает: таких изменений в современных изданиях Шевченко больше, чем достаточно.
Шевченко до сих пор издают не полностью или без должных комментариев, настаивает харьковский филолог, автор книги «Запрещенный кобзарь» – ее издания Николай Зубков добивался 10 лет.
Исследователь утверждает: даже после советской цензуры, которая сделала глубоко верующего Шевченко революционным атеистом, а в его стихах находили осуждение поступков Мазепы – ситуация существенно не изменилась.
Николай Зубков, украиновед: «Тут ситуація така – так що, не видавався ніколи “Кобзар”? Видавався. Майже повний. А іноді, ну цілком повний. Але з такими коментарями, які повністю спотворювали правду».
Именно комментарии, говорит Зубков, – самое важное для того, чтобы правильно понять Шевченко. Особенно важно – для школьников. Великого Кобзаря нужно уметь читать между строк, а детям следует объяснять буквально каждое слово.
Николай Зубков, украиновед: «Якби то ти Богдане п’яний, тепер на Переяслав глянув. Та на Замчище подививсь – упився б, здорово упивсь» – розумієте, дати це дітям, без пояснення чому – а пояснити міг тільки той, хто знає – шкільництво наше сучасне воно, на жаль, певною мірою заангажоване, або ж продукт системи радянської, вони, можливо, й цих даних не мають».
Шевченко нужно знать и понимать, признают чиновники от образования. И даже жалуются, что на его изучение часов в школьной программе могло бы быть и больше. Но большой проблемы в том, что школьники изучают преимущественно лирику Кобзаря, не видят.
Галина Михайленко, заместитель начальника обл. управления образования: «Якщо дивитися по навчальних програмах, то вивчення історії України якраз припадає на той самий період, коли вивчається Шевченко. Тобто, там, де підходять до цього питання творчо, досить доцільно та ефективно проводити комбіновані уроки, як української літератури, так і історії».
Исследователи творчества Шевченко сходятся в том, что формирование украинской духовности без изучения его произведений – невозможно. Но жалуются: когда власть занята игрой в политику, на духовность времени не остается.