Харьковские школьники впервые напишут международные тесты по математике и естественным наукам
Где искать останки динозавров? В воде океанов, в ледниках озер, в стволах деревьев или в горной породе? Вопрос уровня четвертого класса. Ученики – 4-классники и 8-классники – пяти харьковских школ через 10 дней будут участвовать в международной программе TIMSS. Это тестирование по математике и естественным наукам. В прошлом году Украина в подобном конкурсе заняла одно из последних мест в мире.
Восьмой класс, урок математики. Школьников учат писать международные тесты – рассматривают задания прошлогоднего конкурса. Учитель предупреждает: подводных камней и подвохов – масса, самый очевидный ответ обычно неправильный. Глубоких знаний не нужно: смекалка и логика – ключ к успешному тестированию.
Сколько спичек нужно, чтобы сложить фигуру? Сколько метров обоев нужно, чтобы отремонтировать комнату? Никаких синусов и косинусов – гиперпрактический подход.
Артур Абрамян, ученик 8 класса: «Да, нужно все знать косинусы, тангенсы, углы. Но я не знаю, для чего они пригодятся в настоящей личной жизни. Потому что ты не будешь деньги считать под углами, с косинусами, тангенсами».
Одновременно с украинцами тест будут писать в двух десятках стран всех континентов, на стенде в фойе школы – список с пометками. Фавориты школьных конкурсов – Сингапур, Южная Корея и Япония.
Харьковские учителя трагедии в том, что Украина в списке аутсайдеров, не видят. Педагоги уверяют: если сингапурцы будут сдавать экзамены по билетам, провалятся обязательно – не меньше, чем украинцы на тестах.
Татьяна Каптан, директор харьковской специализированной школы №75: «Я сама – выходец той традиционной системы. И я не могу сказать, что я мало в жизни достигла. Кандидатскую защитила, человек творческий, книги пишу. И коллеги мои – живое доказательство того, что система неплохая».
В украинской школе готовят потенциальных ученых, по принципу «сначала теория – потом практика», говорят педагоги. И такой подход, с гордостью объясняют учителя, ко всем предметам – чтобы школьник потом мог поступить в любой вуз. Это еще одна причина, по которой в международных тестах Украина отстает.
Немецкий школьник, объясняют специалисты, учит то, что считает полезным, а значит, знает свой предмет лучше.
Светлана Аксенова, руководитель отдела образования частной фирмы: «Ребенок, если у него есть какой-то талант, если есть желание, он может взять это и изучать просто факультативно, сам себе. Такая же система в вузах, нет надзирателя, нет куратора, нет групп».
Тесты TIMSS – попытка сделать две системы ближе. Полностью европейской украинская школа не будет еще долго, уверены учителя. Теоретическая система «парта-ручка-тетрадь-учебник» – на порядок дешевле.
Кроме того, прогнозировать, как поведут себя отечественные школьники, если завтра объявить свободное посещение, специалисты не берутся.