Харьковские незрячие просят установить в городе «говорящие» светофоры
«За толерантность и равные возможности». Установить в городе хотя бы несколько «говорящих» светофоров просят чиновников харьковские незрячие.
Владимир Носков, журналист: «Ось ця штука, тростина, міжнародний день якої ми будемо відзначати, якщо хороша, коштує 250 грн.».
Дорога на работу. Центр города. Несколько переходов. Несколько десятков светофоров: для незрячего – несколько десятков препятствий.
Радиостудия. Владимир Носков, журналист: Вы слушаете программу «Собеседник», в студии ведущий Владимир Носков.
Накануне Международного дня белой трости незрячий журналист посвящает прямой эфир толерантности. Повод сказать, что в городе насчитал всего 3 «говорящих» светофора, что в украинских законах четко написано: чиновники обязаны создать условия для инвалидов – чтобы могли свободно передвигаться по городу, что люди на улицах и в транспорте не всегда ведут себя корректно.
Владимир Носков, журналист: «Кондуктори, або ж ті, хто приймають посвідчення у метрополітені, – і окуляри інколи доводиться знімати, аби довести, що ти маєш право їхати, а якщо в автобусі, кажуть: ну ти ж інвалід 1-ї групи, маєш сидіти вдома або лежати!»
После эфира на радио – дорога к мэрии. День Белой Трости – повод прийти к чиновникам не по работе.
Официальное письмо от инициативной группы харьковчан – просьба установить в городе звуковые светофоры. Кураторы проекта «Город толерантности» провели специальный соцопрос.
Результат – семь перекрестков, которые незрячие считают самыми опасными в городе:
переход через площадь Розы Люксембург.
переход через Пролетарскую площадь на пересечении с ул. Полтавский шлях.
переход через Бурсацкий спуск на пересечении с ул. Клочковской.
переход через ул. Космическую возле ул. Бакулина.
переход через ул. Клочковскую возле Спуска Пассионарии.
переход через ул. Красноармейскую на ул. Славянскую.
переход через пр. Правды на пересечении с ул. Сумской.
Ни в одном из этих мест нет говорящего светофора.
Михаил Изюмский, координатор проекта «Город толерантности»: «Такие светофоры есть в других городах Украины, и я думаю, наши незрячие, слабовидящие люди ничем не хуже, чем люди тех городов. В рамках своего проекта, который мы реализовывали, наша инициативная группа, мы определили наиболее тяжелые перекрестки в плане безопасности для этих людей, для людей с плохим зрением».
Говорящий светофор в Днепропетровске: «Переход через проспект Карла Маркса разрешен. Переход через проспект Карла Маркса завершается».
Эти кадры харьковчане снимали в Днепропетровске: там на главной улице города – сразу несколько говорящих светофоров. В Харькове они тоже есть – только вместо голоса и музыки – звонок.
Официальное обращение в горисполкоме приняли. Обещали рассмотреть.
Снова дорога. Чуть вниз по улице от мэрии. Площадь Розы Люксембург. Одно из самых опасных для незрячих мест.
Владимир Носков, журналист: «Це дуже складний перехід. Бачите, скільки… машини…. навіть зелене світло, а вони їдуть… Складно те, що зелене світло може бути, а водії їдуть. Або червоне світло горить, а машини не їдуть. Оце складно. Доводиться інколи бути самому ДАІшником, і керувати цією палицею».