«Харьков Космический» — экскурсия по выставке
На улице 23 Августа открылась выставка «Харьков космический». На стендах с плакатами представлены достижения города в освоении космоса.
Первая в истории Харькова выставка, посвящённая космической истории, открылась на аллее возле кинотеатра имени Довженко. Она состоит из фотографий и описания предприятий, имевших отношение к космической промышленности Советского Союза.
«Вот, завод „Коммунар“, — показывает организатор выставки Александр Полонский. — На нём изготавливали системы управления для летательных аппаратов. По сути, мозги».
«Вы понимаете, ракета — это сложная и нужная вещь, но она сгорела, и всё. А чтобы она начала приносить пользу, нужны эти самые мозги, причём очень умные мозги. Так вот, на „Коммунаре“ делали эти системы, которыми работали многие советские аппараты, в том числе и „Восток“, на котором в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин, — говорит Александр Евгеньевич. — Или завод электроаппаратуры. Здесь разрабатывались системы управления. Точнейшая, мощнейшая и новейшая по тем временам техника».
«Я называю этот завод бриллиантиком нашей промышленности, — говорит работник завода с почти сорокалетним стажем Геннадий Тупало. — Вы знаете, что его основал соратник самого Королёва, Николай Алексеевич Пилюгин. С разработанными им системами управления летали многие корабли. Кстати, первые ракеты летали на жидком топливе, это вы знаете. Оно заправлялось обыкновенно, как в машину. Но это топливо, мало того, что взрывоопасно, его пары влияют на мужчин, на мужское здоровье, в общем, плохо делают. И когда появилась идея твёрдых топливных элементов, никто её не поддержал, кроме Пилюгина. Он поддержал это предложение в Совете ракетной и ракето-космической техники, членом которого он был, и теперь все пилотируемые космические аппараты летают на твёрдом топливе».
Академик Пилюгин (слева)
«Или вот стенд ветеранов космоса, — продолжает Александр Полонский. — Вы знаете, кто это? Это Валентин Бондаренко, харьковчанин, который участвовал в первой группе космонавтов. Это о нём ходят легенды, будто кто-то летал в космос до Гагарина и погиб. На самом деле это было не так. Бондаренко вместе с другими проходил подготовку, а она, помимо всего прочего, включает тренировки в барокамере. Там его закрыли на две недели, меняли ему давление, температуру, имитируя высоту. Но ещё плюс к этому, в этой барокамере тестировали разные атмосферные условия».
«Вот на наших кораблях атмосфера обычная, — продолжает он, — а на американских, например, она насыщенная кислородом. Тогда в камере, где находился Бондаренко, атмосфера была сильно насыщена кислородом. Валентин Бондаренко провёл в камере свои две недели, отрезанный от внешнего мира, испытание закончилось, и ему пришла пора выходить. Ему сказали снять датчики, которые измеряли показатели тела. Он снял и протирал места, где они были приклеены, ваткой со спиртом. Уронил ее, и она случайно попала на электроплитку, на которой он все это время разогревал себе еду. А поскольку кислорода было много, произошло возгорание и взрыв. Когда его вытянули, он уже, естественно, совсем сгорел. Но говорят, что перед смертью он пришёл в сознание и сказал: „Никого не вините, я сам виноват“. Вот такой был человек».
Выставка посвящена именно празднованию и простоит она только два дня, 23 и 24 августа.
«Соберут её завтра вечером — и плакаты перевезут в планетарий, — рассказывает президент благотворительного фонда „УкрАстро“ Галина Железняк. — Там они обязательно будут экспонированы на постоянной основе. Вообще, у нас уже давно есть задумка сделать аллею, на которой сейчас проходит выставка, аллеей космической славы. Последнее, что мы слышали по этому поводу от городских властей — это то, что до Евро-2012 у них нет времени этим заниматься. Пока нет даже проекта. Там, на месте камня, будет установлен памятник, будет какая-то ракета, или ещё что-то, пока непонятно. Потом будет реконструирована вся аллея, но как, никто пока не знает».
«У нас в Харькове разрабатывали даже не только „начинку“ для космической техники, — рассказывает Александр Полонский. — Вот, например, как ракету перевозить? И хорошо, если она стартует с космодрома, а если с поезда? Если с тягача? Если с подводной лодки? И потом, вы видели, как ракета стартует? Сколько там огня, сколько там жара. Как сделать так, чтобы ракета, стартующая, например, с поезда, этот поезд не расплавила и рельсы вместе с ним? Придумали. Миномётный старт. Сначала под ракетой взрывается заряд, он ракету подбрасывает под нужным углом, а уже потом включаются двигатели. И придумали это у нас».
«Так мы на поезде выкатили ракеты и пять дней показывали американским спутникам, что они у нас есть и где они. А потом увезли. Американцы с ног сбились, искали, развернули широкомасштабные поиски и денег потратили на эти поиски больше, чем мы на эти ракеты, — а так ничего и не нашли», — говорит Александр Евгеньевич.
«Сейчас в городе никакого такого места, где можно было бы познакомиться с космической историей, нет, — говорит Полонский. — Вот приезжаешь в Днепропетровск, а там баннер: „Ракето-космическая столица Украины“. Да, ракетостроительный завод. Но что такое ракета без наших к ней разработок? Вот сделаем эту аллею — так будет хоть куда иногородних знакомых сводить. Рассказать: мол, вот это и это в нашем городе было. Уже хоть что-то».