Говорит Крым
27 июня 1975 года академик Андрей Сахаров обратился с открытым письмом к Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму с просьбой объединить усилия в борьбе «за освобождение деятеля крымскотатарского национального движения Мустафы Джемилева».
Шесть судимостей и пятнадцать лет за решёткой в СССР. Те же пятнадцать — в парламенте независимой Украины и больше двадцати — до середины 2013 года — во главе Меджлиса крымскотатарского народа.
Мустафа Джемилев — голос Крыма. В последний день марта 2014 года его слушал Совет безопасности ООН.
«МедиаПорт» публикует полный текст выступления.
Многоуважаемые дамы и господа!
Драматические события в Украине — тяжёлые столкновения людей на Майдане с правящим режимом в Киеве, свержение протестующими гражданами коррумпированного клана Януковича и последовавшие затем вторжение российских войск на нашу территорию, оккупация Крыма, проведение оккупационным режимом так называемого референдума на территории АРК и Севастополя, присоединение этих территорий к России вполне обоснованно привлекли пристальное внимание и беспокойство мировой общественности.
Пользуясь предоставленной мне возможностью, я хотел бы дать оценку этим событиям с точки зрения представителя коренного народа Крыма — крымских татар, во всяком случае, подавляющего большинства этого народа, поскольку я представляю Меджлис крымскотатарского народа — единый и высший представительный орган крымских татар, демократически избираемый самими крымскими татарами.
Режим Януковича — коррумпированный сверху донизу и практически бандитский, слыл в то же время весьма враждебным и в отношении крымских татар, поскольку они рассматривались властями и СБ Украины как основная в Крыму высокоорганизованная и главная оппозиционная сила правящему режиму. Они не голосовали на президентских выборах за кандидатуру президента Януковича и традиционно сотрудничали в основном с национально-демократическими силами Украины.
Поэтому режим Януковича почти полностью отстранился от решения социальных проблем крымских татар, содействовал дальнейшему сокращению и без того крайне минимального представительства крымских татар в структурах исполнительной власти автономии, проводил по отношению к ним крайне дискриминационную и враждебную политику. Например, если в настоящее время крымские татары составляют около 14% населения автономии, то в структурах исполнительной власти АРК их представительство не превышает 2-3%.
Режимом Януковича проводилась интенсивная политика по внесению раскола в среду крымских татар, то есть была попытка, правда, не совсем успешная, поощрять всякими привилегиями и должностями тех крымских татар, которые вопреки интересам своего народа выполняли бы волю властей.
Власти не признавали избранный самими крымскими татарами представительный орган Меджлис и пытались выставить истинными представителями народа созданные самими небольшие политические группировки из среды крымских татар.
Примерно таким же было и отношение к крымским татарам и их Меджлису официальной Москвы, которая рассматривала их, как это явствует из оперативных документов ФСБ, как «главную политическую силу, препятствующую реализации стратегических интересов в Крыму», поэтому крымские татары, вполне понятно, активно поддерживали Майдан и, несмотря на большую затратность, сотнями приезжали в Киев для оказания поддержки митингующим против режима, своим согражданам, тем более что власти Автономии отправляли в Киев за бюджетные средства поездами и колоннами автобусов тысячи бюджетных работников для организации провластных «антимайдановских» митингов и провокационных стычек с участниками мирных демонстраций граждан на Майдане.
Свержение режима Януковича, которое последовало после разгона «беркутовцами» около сотни и ранения нескольких тысяч наших патриотов, создание нового демократического правительства в Киеве вселило в крымских татар большие надежды. Но, как известно, в конце февраля началось вторжение на территорию Крыма российских войск. Сперва организованная Черноморским флотом России банда так называемых отрядов самообороны и казаков захватили государственные учреждения в Крыму, в первую очередь, ВР и СМ Крыма, СБУ, прокуратуру и милицию, а затем вступили и сами российские войска.
Основными доводами для оправдания этих действий, как известно, служили утверждения, что в Украине будто бы установилась фактически «бандеровская власть», которая якобы притесняет и дискриминирует этнических русских. Разумеется, это совершенно не соответствует действительности.
Во-первых, в новом правительстве, причём на ключевых постах, есть довольно много людей других национальностей, в том числе русских, евреев, армян и других. Никто не разгонял и парламент страны, где как известно, русских и пророссийски настроенных депутатов, включая довольно большую пророссийскую фракцию коммунистов, было большинство.
Но особенно циничным было утверждение о притеснениях русских на территории Крыма, откуда, собственно, началось вторжение российских войск.
Приведу лишь несколько цифр. 58% населения Крыма составляют этнические русские, около 24% — этнические украинцы, большинство которых тоже можно причислить к русским, поскольку в результате русификаторской политики редко кто из них говорит и думает на родном языке.
Средства информации, издающиеся на территории Крыма, в том числе и за бюджетные средства, являются русскоязычными. Этническими русскими являются не менее 90% руководителей исполнительной власти в Крыму. Из около 600 школьных учебных заведений в Крыму лишь в 14-ти преподавание ведётся на крымскотатарском языке, в семи — на украинском, а во всех остальных — на русском.
Для оправдания вторжения российских войск и аннексии Крыма, как известно, в Крыму и Севастополе 16 марта 2014 года были проведены так называемые референдумы на предмет того, хотят ли жители присоединения этих территорий к России. Нет смысла говорить о незаконности и абсурдности этого «референдума» на оккупированной территории без допуска каких бы то ни было международных наблюдателей.
Абсурдно вообще решать вопрос о принадлежности того или иного региона, области или посёлка к какому-либо государству на основе местного «референдума» — при желании, в том же Крыму, наверное, можно найти несколько посёлков, которые захотели бы присоединиться к более благополучным в экономическом плане другим государствам, например, к США, к соседней Турции, Швейцарии или Японии.
Абсурдно и утверждение оккупационных властей, что посредством «референдума» они хотели выявить волеизъявление «крымского народа» и удовлетворить его «право на самоопределение» в соответствии с международными нормами, ибо нет такого «крымского народа» и право на самоопределение может принадлежать только коренным народам.
А коренной народ Крыма — крымские татары — всецело бойкотировали этот «референдум». Установлено, что около 0,5% крымских татар приняли участие в этом «референдуме», и далеко не факт, что они непременно проголосовали за присоединение к России. Общее же участие жителей Крыма в этом «референдуме», по имеющимся у нас сведениям, составляло не 82%, как утверждалось оккупационными властями, а всего 32,4%.
Несколько слов о том, в каком положении сейчас оказались крымские татары, многие этнические украинцы и русские, которые желают остаться в составе Украины и не желают принимать российского гражданства.
В соответствии с установленными оккупационными силами правилами, все жители в течение месяца должны получить российские паспорта. Граждане, которые отказываются это делать, будут рассматриваться как иностранные граждане, не будут иметь право голоса, право на работу в госучреждениях и, соответственно, будут лишены средств к существованию. Таким образом, они будут вынуждены покинуть свою родину. Можете представить, каково это для крымских татар, которые после депортации и геноцида 1944 года несколько лет боролись за право на возвращение на свою родину.
Среди них крайне высок уровень тревоги и беспокойства за своё будущее и даже за свою жизнь, поскольку организованные властями и патрулирующие военизированные группы, называющие себя отрядами «самообороны» или «казаками», открыто ведут разговоры о необходимости повторной депортации крымских татар.
Весьма высок уровень возможных кровавых межнациональных конфликтов, точнее, резни крымских татар и этнических украинцев, которые могут развернуться в ближайшее время на территории Крыма. Имеются факты, и об этом достаточно много писалось в прессе, о том, что дома проживающих дисперсно крымских татар недвусмысленно по ночам неизвестными лицами отмечаются крестиками или иными знаками.
Довольно обыденным стали в Крыму избиения, выкрадывания и убийства людей, которые в той или иной форме выражают своё несогласие с оккупационным режимом. Кроме того, не является секретом и то, что люди, принявшие однажды российское гражданство, в будущем будут совершенно лишены возможности даже обсуждать вопрос о статусе своей территории и проведении на этот счёт каких-либо референдумов, ибо, в соответствии со статьёй 280 Уголовного кодекса России, любые разговоры на эту тему будут рассматриваться как призыв к сепаратизму, предусматривают до 5 лет лишения свободы.
К настоящему времени, по сведениям представительства Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Украине, территорию Крыма уже покинуло около 5 тысяч крымских татар и, видимо, не меньше людей других национальностей.
Граждане Украины, разумеется, с удовлетворением воспринимают санкции западных стран, направленные на то, чтобы агрессор вывел свои войска и освободил оккупированные территории. Но эти санкции подавляющим большинством граждан воспринимаются как явно недостаточные и напоминающие лишь «булавочные уколы» для слона.
Вызывают беспокойство и участившиеся в последнее время высказывания различных западных политологов и государственных деятелей в том смысле, что Крым уже потерян, что вряд ли его в ближайшие годы можно будет освободить и что все усилия следует направить на то, чтобы российские войска не продвигались дальше вглубь территории Украины.
Если такая позиция станет превалирующей, то для граждан Украины будет означать, что великие державы, подписавшие в 1994 году Будапештский меморандум, гарантирующий безопасность и территориальную целостность Украины в обмен на отказ от ядерного оружия, попросту обманули.
Уже сейчас в Украине растёт настроение, что страна любой ценой должна восстановить свой ядерный статус, поскольку вполне очевидно, что никакая страна не посмела бы столь нагло оккупировать территорию ядерной державы.
Мы очень надеемся, что мировым сообществом будут предприняты достаточно эффективные меры по освобождению нашей страны от оккупации и предотвращению подобных агрессивных действий в отношении суверенных государств.
Источник текста выступления — официальный сайт Меджлиса крымскотатарского народа.