Госбюджет на 2004 год принят во втором чтении
Верховная Рада Украины в целом приняла государственный бюджет на 2004 год. «За» проголосовали 234 депутата из 440, зарегистрированных в зале.
Как передаёт УНИАН, государственный бюджет Украины на 2004 год принят в том виде, в котором он был подан правительством Украины на второе чтение.
Справка: В принятом законе доходы Государственного бюджета Украины на 2004 год утверждены в сумме 60702390,9 тысячи гривень, в том числе доходы общего фонда Государственного бюджета Украины в сумме 47925483,4 тысячи гривень и доходы специального фонда Государственного бюджета Украины в сумме 12776907,5 тысячи гривень, согласно дополнению #1.
Расходы Государственного бюджета Украины на 2004 год утверждены в сумме 64192219 тысяч гривень, в том числе расходы общего фонда Государственного бюджета Украины в сумме 51626712,3 тысячи гривень и расходы специального фонда Государственного бюджета Украины в сумме 12565506,7 тысячи гривень.
Предельный размер дефицита специального фонда Государственного бюджета на 2004 год утверждён в сумме 3429532,4 тысячи гривень, в том числе предельный размер дефицита общего фонда Государственного бюджета Украины – в сумме 2926000 тысяч гривень, и предельный размер дефицита специального фонда Государственного бюджета Украины в сумме 503532,4 тысячи гривень.
Предельный размер государственного внешнего долга на 31 декабря 2004 года утвержден в сумме, эквивалентной 8855468,2 тысячи долларов США, предельный размер государственного внутреннего долга Украины в сумме 15574049,6 тысячи гривень и в сумме 1317121,1 тысячи долларов США.
Социальные расходы в проекте Госбюджета составляют 52%.
В бюджете предусмотрено полное погашение задолженности по чернобыльским выплатам — 300 миллионов гривень — и заработной плате шахтёрам — 300 миллионов гривень. Компенсация обесцененных сбережений граждан сохранена в объёме 500 миллионов гривень.
Законом определяется состав доходов и расходов Государственного бюджета на 2004 год.
Предусматривается осуществить погашение просроченной бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость, которая возникла по состоянию на 1 ноября 2003 года и не возмещена на 1 января 2004 года, путем её оформления облигациями внутреннего государственного займа со сроком обращения 5 лет.
С 1 января 2004 года размер минимальной заработной платы будет составлять 205 гривень в месяц, а с 1 ноября 2004-го — 237 гривень в месяц. С 1 марта 2004 года будут восстановлены междолжностные (межквалификационные) соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы, исходя из размера минимальной заработной платы 205 гривень.
Вместе с тем, эксперты утверждают, что поданный Кабинетом Министров Украины Государственный бюджет Украины на 2004 год не отвечает главным направлениям и принципам финансовой стабилизации и постоянного экономического роста, определённым в Основных направлениях бюджетной политики на 2004 год (Бюджетной резолюции).
В первую очередь, в нём не обеспечена бездефицитность Государственного бюджета на 2004 год. Также госбюджет-2004 содержит значительное количество положений, направленных на дальнейшее увеличение налогового давления на субъекты ведения хозяйства.
До конца 2004 года продлевается существующий порядок налогообложения бартерных операций при экспорте товаров, работ и услуг. При экспорте товаров (работ, услуг) путём бартерных операций сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная в связи с приобретением товаров, не будет относиться на увеличение налогового кредита, а будет включаться в состав валовых расходов производства. Путём продления на 2004 год действия данной нормы плательщики налога опять же не будут иметь возможности получать из бюджета положенные в соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» суммы налога на добавленную стоимость, начисленные в связи с экспортом товаров, работ и услуг.
Оформление просроченной бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость облигациями внутреннего государственного займа приведёт к росту суммы внутреннего государственного долга Украины. Такой рост внутреннего долга страны увеличит нагрузку на расходную часть государственного бюджета Украины, последствием чего может быть недостаточное финансирование других статей бюджета в последующих годах.
Сокращение срока, за который планируется погасить накопленную просроченную бюджетную задолженность по налогу на добавленную стоимость, приводит к искажению возмещения этого налога, поскольку погашение остальной задолженности остаётся неопределённым.
Закон нарушает принцип равенства налогоплательщиков, предусмотренный системой налогообложения Украины, устанавливая дискриминацию одних плательщиков по отношению к другим. В частности, законопроектом предлагается приостановить действие статьи 20 Закона Украины «Об основах социальной защищённости инвалидов в Украине» в части уплаты бюджетными учреждениями штрафных санкций в случае, если количество работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным данным законом.
Сокращение расходов на реализацию программы «Социальная защита и социальное обеспечение в Украине», и в частности расходов, которые направляются на предоставление наиболее уязвимым слоям населения предусмотренных действующим законодательством льгот в оплате за потребленные услуги и жилищных субсидий, приведёт к снижению уровня социальной защиты соответствующих слоёв населения, что не соответствует, в частности, статье 3 Конституции Украины, в соответствии с которой человек, его жизнь и здоровье признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Приостановка на 2004 год сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который взимается с операций купли-продажи безналичной валюты, приведёт к уменьшению поступлений в Пенсионный фонд Украины, что, в свою очередь, может привести к дефициту по выплатам пенсий.