Гоголевский Хлестаков в Харькове – с ревизией человеческих душ
Одинокий – мистификатор. Три дня осталось до премьеры гоголевского «Ревизора» в театре украинской драмы имени Шевченко. Ставит спектакль приглашенный из столицы режиссер Юрий Одинокий. По его словам, это будет не традиционная постановка, а некая мистификация. Хотя гениальное произведение он не менял и не переделывал. Просто, говорит режиссер, он увидел в пьесе Гоголя то, чего не разглядели другие постановщики.
Актеры в японских кимоно и с катанами – самурайскими мечами. На сцене театра Шевченко репетиция, но вовсе не драмы из жизни средневековой Японии. Это постановка гоголевского «Ревизора». Столичный режиссер Юрий Одинокий называет спектакль мистификацией и фантасмагорией. Утверждает, что увидел все это у Гоголя.
Юрий Одинокий, режиссер: «Мне важно было, сумеем ли мы дойти до такого Гоголя, не до бытового, а вот до такого, когда это и страсти, может быть, даже шекспировские, и когда это своеобразная такая природа веселости у него».
Актер Эдуард Безродный, он играет заезжего ревизора, рассказывает, что такого Хлестакова до встречи с Юрием Одиноким не мог даже представить.
Эдуард Безродный, исполнитель роли Хлестакова: «У меня ревизор, который приехал проверять не документацию и не бумаги, не состояние дел, а приехал проверять состояние души людей. Вот такой ревизор. Я играю четырех разных людей в этом спектакле, четырех Хлестаковых: Хлестаков из ада, Хлестаков действительно некий такой странный человек из жизни, актер».
Четвертую ипостась Хлестакова Эдуард Безродный оставляет в тайне до пятничной премьеры. Проводить параллели между историей о молодом проныре, который якобы наводит порядок, и чиновниках-взяточниках – на выборы в Украине в целом и одном отдельно взятом Харькове, Юрий Одинокий не рекомендует. Проблема взяток и воровства вечная, как и классическое произведение бессмертного Гоголя.