Год спустя. Что изменилось на остановке, где погибли шесть человек?
Трагическая годовщина. Их не стало год назад. Шестеро людей, среди них был маленький ребенок, стояли на этой остановке, ожидали трамвай, когда их насмерть сбил джип. Машина в считанные секунды влетела на остановку. Водителя осудили на десять лет лишения свободы. Все другое осталось без изменений. Родственники погибших не получили ни копейки компенсации. А на остановке, которую местная власть неоднократно называла опасной и обещала выделить деньги на ее переоборудование, до сих пор нет даже минимального ограждения.
Сегодня Анна Дмитриева находит утешение в детях чужих. Работает медиком в садике. Под колесами джипа погибли ее беременная дочь и без пяти минут зять. В июне семья должна была гулять на свадьбе. Вместо этого – были поминки.
Анна Дмитриева, мать погибшей разговаривает с девочкой сквозь слезы:
– А кто тебе ноготки вот это красил?
– Мама
– Мама? Ну молодец, умничка!
Злосчастную остановку Анна Ивановна обходит стороной. Полгорода объезжает, чтобы случайно не увидеть место, где погибла дочка.
Анна Дмитриева, мать погибшей девушки: «Я не могу туда ходить, не могу. Когда было 40 дней, везли меня на машине и заехали, чтобы положить цветы туда, они меня завезли и подводили, но я ничего не помню. Мне по работе надо часто там ездить трамваем по Полтавскому шляху. Там есть санстанция – вот мне надо пару раз в месяц туда поехать. Или в районо. Но я никогда не еду. Я еду до Благовещенского рынка, а потом иду пешком, хотя я теряю много времени и сил, но я не могу по-другому, я не могу там появиться».
Год спустя. Остановка Красноармейская. Родственники погибших говорят: даже памятные свечи и цветы здесь нельзя оставить – всё, что напоминает о трагедии, с трамвайной остановки убирают.
Машины, как и раньше, ездят по рельсам. Данные автоинспекторов: десять ДТП на этом перекрестке с начала года.
Фаина Ибрагимова, (женщина, ожидающая трамвай на остановке): «Абсолютно ноль эмоций, он на своей шикарной машине прет по рельсам и….»
ГАИ пожимает плечами: сделали все, что можно. Знаки заменили – на такие, что видно издалека, сделали ярче светофор и дорожную разметку. Ограждение, уверены автоинспекторы, в тот день людей все равно не спасло бы. Если бы его и поставили, то между остановкой и трассой. Но джип Андрея Полтавца проехал с другой стороны, по рельсам. Поставить барьер на этом месте – невозможно, перекроет движение трамваев.
Александр Скоморохов, ст. инспектор отдела организации дорожного движения ГАИ г. Харькова: «Такая же остановка существует на улице Котлова – пробивка со спуска Пассионарии, с одной и другой стороны, такие же остановки у нас были по всему проспекту Победы. Дело в том, что эти остановки, они были еще по ГОСТам советским сделаны. Нами было предложение внесено по переносу остановки на кольцо Привокзальной площади».
Переносить дорого. Уверены в городском Департаменте транспорта. Например, если вообще убрать отсюда рельсы – нужны сотни тысяч гривен на разработку документации и девять миллионов на реализацию проекта.
Выделить средства на переоборудование остановки городская власть обещает уже почти год. На это нужно только решение горсовета. Евгений Водовозов и ныне там – ожидает вердикта депутатов: все будет зависеть от принятого бюджета.
Есть вариант более дешевый, но, как говорят транспортники, менее практичный: остановку расширить, трассу сузить. Но в этом случае пробки на Полтавском шляхе не избежать – по этой дороге в Харьков из столицы приезжают.
Еще один вариант – совсем убрать отсюда остановку. Но тогда расстояние между предыдущей и следующей станет слишком большим.
Позиция транспортников – дело в водителях. Не в остановке. Сергей Дульфан, замдиректора городского департамента транспорта ссылается на выводы института экспертиз имени Бокариуса: остановка отвечает всем требованиям.
Адвокат Андрея Полтавца утверждает противоположное: остановка была в запущенном состоянии, подзащитный вскочил в дорожную яму, из-за этого автомобиль и выбросило на людей. Десять лет тюрьмы – с таким приговором Анатолий Супрун не согласен. Подал апелляцию. Требует приговор отменить, дело отправить на доследование. Уменьшить срок хотя бы на год-два.
Основной аргумент адвоката – подзащитный совершил ДТП из-за того, что болен. Как доказательство, Анатолий Супрун приводит выводы столичных экспертов-токсикологов – на тринадцати листах.
Анатолий Супрун, адвокат Андрея Полтавца: «На следствии, в период досудебного следствия, Полтавец давал показания, о том, что он применял лекарственные препараты в связи со своим заболеванием. Следственные органы отказались проводить эту экспертизу, суд тоже отказался. Я в порядке соответствующей статьи закона обратился к специалистам со своим ходатайством. И мне дали заключения специалистов – два. Одно в Харькове, профессорский состав. И в Киеве. Директор института фармакологии и токсикологии доктор медицинских наук Бухтиарова. Вот они дали своё заключение и изложили своё видение причин ДТП».
Выводы экспертов: из-за употребления лекарств, по данным юриста, у Полтавца сахарный диабет, холецистит и панкреатит – у водителя начали дрожать руки, нарушилась координация и реакция, а речь стала несвязной.
Анатолий Супрун настаивает: подзащитный не был пьян. А промилле в организме нашли лишь потому, что из-за медленного обмена веществ алкоголь просто не успел выйти из организма. Накануне, первого мая, Андрей Полтавец выпил 200 граммов водки.
5 мая 2008-го года.
Андрей Полтавец, водитель джипа: «Водку… пиво не пил.»
Эксперты-токсикологи: «Водку. Сколько выпил водки?»
Андрей Полтавец, водитель джипа: «Где-то четыре… 150-200 грамм».
Эксперты-токсикологи: «А сегодня что пил?»
Андрей Полтавец, водитель джипа: «Сегодня ничего. Сегодня только чай зеленый».