Геннадий Кернес. «Вот наше лицо»
Как коммунальные предприятия будут отдавать многомиллионные кредиты? Станет ли вход в парк Горького платным? Зачем городскому голове еще один зам? Как изменились отношения между Кернесом и Добкиным за последний год? Об этом и многом другом — в эксклюзивном интервью мэра Харькова Геннадия Кернеса.
Денег на строительство метро, по словам зам. директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Анатолия Кравчука, хватает только до конца апреля. Если до этого времени не поступят деньги из госбюджета, что будете делать? Какие есть варианты?
Думаю, метростроители подскажут, как лучше поступить: законсервировать строительство или его продолжить. Наша основная задача сегодня — обеспечить стабильное финансирование. Не будет финансирования — соответственно не будет активного строительства. Главное, чтобы мы четко понимали: если начата такая большая стройка, то она должна быть закончена вовремя. В этом случае цель оправдывает средства. Наша цель — в следующем году на День Победы открыть станцию Победы. И поэтому был переделан проект, разработанный еще в 92-м году, чтобы стиль этой станции был соответствующий. Мы со своей стороны делаем все, чтобы эти сроки были выполнены. Мы написали письма, что готовы выделить 70 миллионов гривен из местного бюджета, из государственного необходимо 250 миллионов гривен. Со стороны правительства (в данном случае мы говорим про Министерство финансов), мы этого не видим.
Вы рассматриваете возможности привлечения кредитных ресурсов, если не будет госфинансирования?
С учетом того, что речь идет о развитии города, мы, конечно, будем искать любую возможность, доступную для города и для территориальной громады. Привлечение кредитных ресурсов приведет к удорожанию строительства. Но мы должны помнить, что метро — не коммерческий проект. Это проект более социальный, это касается бюджета каждой семьи. Поэтому в этом плане будем вести четкие расчеты.
На последней сессии было дано разрешение на кредитование трех коммунальных предприятий: «Горэлектротранс», «Жилкомсервис» и «Парк имени Горького». Все три, насколько я знаю, убыточные. За счет чего они будут отдавать кредиты?
Начнем с «Горэлектротранса». Несколько лет назад в банке «Актив» был взят кредит на выплату зарплаты. Мы перекредитовываемся и прибавляем те проценты, которые просрочили.
Там было изначально 50 миллионов, в этот раз речь шла о 70-ти.
На сегодняшний день есть так называемая просрочка. Мы к сумме кредита прибавляем эту просрочку, на которую должны заплатить проценты. Это нормально. Я как городской голова встречался с руководством банка, и мы договорились об уменьшении процентной ставки с 20% до 16%. Мы сегодня делаем все, чтобы предприятие «Горэлектротранс» было эффективным с точки зрения мобильности, оперативности и доходности.
Как это можно сделать?
Мы применяем возможности Закона «О государственно-частном партнерстве», создавая на базе четырех депо, которые остались в Харькове, четыре коммунальных предприятия с учетом участия в них частных компаний, которые работают на рынке пассажирских перевозок. Частные компании принимают на себя часть накладных расходов, которые раньше ложились только на городской электротранспорт. В итоге получаем что? Уход от дублирования маршрутов. И такую статью доходов, как эффективное использование имущества. Мы хотим передать депо добросовестному эффективному арендатору, который будет вкладывать деньги в коммунальную собственность.
Только они и будут вкладывать?
Нет, и вы это видите. Уже до того, как частник присоединится к реформе транспорта, мы кардинально обновили подвижной состав, начали работу над единой диспетчерской. А с помощью GPS и с введением единого проездного билета мы сможем контролировать движение пассажирского транспорта по городу, регулировать интервал, где нужно добавить подвижной состав, где есть лишний. Передавая в управление наши депо, мы возвращаем веру людям в то, что электротранспорт будет существовать.
За последний месяц в «Горэлектротранс» пришли учиться на водителей 15 человек. Понимаете? Люди возвращаются.
Когда будет объявлен конкурс на определение частных партнеров?
Как только будут готовы все документы. В ближайшее время.
И все-таки, за счет чего «Горэлектротранс», от которого отпочковываются четыре КП, будет возвращать кредит? Он же не будет получать доходов от перевозок.
Он будет зарабатывать деньги на ремонте и обслуживании подвижного состава. Мы же не отдаем ремонтную базу. К примеру, мы передаем троллейбус в аренду за 1 гривню, но, чтобы отремонтировать его, предприниматель должен заехать в наше депо и заплатить нашему слесарю, который на вес золота. Наша задача: привлечь инвестора в такой доходный, с нашей точки зрения, бизнес, как пассажирские перевозки. Мы замыкаем всю схему совокупного дохода в руках инвесторов, и они будут эти деньги инвестировать в те обязательства, которые взяли на конкурсной основе, в том числе и в своевременную выплату зарплаты. Они же не свернут депо как ковер-самолет и не улетят на этом депо: это серьезное сооружение с подъездными путями, с контактными сетями и т.д.
А что с расчетами за трамваи и троллейбусы, которые взяли в лизинг пять лет назад? По словам директора ПЛ «Лизинг» Юрия Свидзинского, долг больше 50 миллионов гривен.
Он может называть любую сумму. Есть такая пословица: долг платежом красен.
Вы договорились с ним о схеме реструктуризации?
Хочу напомнить, что долг возник не по нашей вине. Изменилось законодательство. Правительство Юлии Тимошенко отменило постановление правительства Виктора Януковича, которое предусматривало совместные расчеты по лизингу из государственного и городского бюджета. В этом году мы выделили средства в городском бюджете, чтобы начать рассчитываться за этот лизинг. И мы как партнеры провели переговоры с руководством компании ПЛ «Лизинг». Если мы правильно реализуем схему государственно-частного партнерства с учетом всей структуры нашего транспорта, у нас высвободится часть денег, которые могут быть направлены в том числе и на расчеты по лизинговым платежам. Мы эту перспективу Юрию Свидзинскому пояснили, и он должен это понимать. Если он этого не понимает, мы не запрещаем ему работать в правовом поле. Он может объявить нас банкротами, он можете объявить нас кем угодно. Потому что если он будет добиваться этого в суде, то ему — в последнюю очередь, что останется, то и достанется.
На сколько Вы предлагаете реструктуризировать долг?
Хотя бы на два года.
Свидзинский согласен?
Бизнес-структура должна понимать, в чем логика бизнеса. Говорить о том, что с нами не рассчитываются, тогда давайте расставим приоритеты, что важнее: рассчитаться по заработной плате с людьми, чтобы электротранспорт работал или рассчитаться с ПЛ «Лизинг». Что первично? Мы признаем долг. Но были изменены условия. Мы обращаемся в Кабинет Министров, чтобы восстановили то постановление, которое предусматривало софинансирование государства на транспорт.
Как будет отдавать кредиты и проценты по нему «Жилкомсервис»?
Мы не можем заложить проценты в квартирную плату. Но сегодня «Жилкомсервис» работает за квартирную плату и за средства, которые он получает вне квартирной платы, в том числе эксплуатацию жилого фонда коммерческими структурами. То есть финансовые потоки выстроены. Но в один момент нельзя деньги накопить на счету. А они нужны на ремонт жилого фонда, который нужно начать вовремя, с началом сезона. С другой стороны, у «Жилкомсервиса» есть долги прошлых лет, которые он не смог оплатить не по своей вине, а потому что казначейство данные платежи не пропустило. Поэтому, чтобы рассчитаться по своим обязательствам, мы применяем заем, понимая, что эти деньги вернутся в оборот ремонта жилого фонда. С учетом финансовой устойчивости «Жилкомсервиса» мы можем получить кредит. Зачем от этого отказываться? Это нормальная практика.
Да, но тарифы на услуги растут несоизмеримо с их качеством.
Вот мы говорим о квартплате, о тарифе. Какое может быть качество, когда нет людей, которые согласны работать за те деньги, которые устраивали бы нанимателя, собственника квартиры? Нехватка дворовых рабочих — на уровне 50%. А территории заросли, машинами заезжены — раньше такого не было! Плюс коммерциализация, настроили всего без документов — если раньше дворовой рабочий убирал только мусор и территорию вокруг дома, то теперь на его плечи легла дополнительная нагрузка, за которую он деньги не получает! И 100% контролирующих органов, и 100% собственников одновременно и дружно требуют качественной услуги. Они говорят: тебе заплатили, ты должен. Но заплатили и должен — это две разные вещи. Должен — когда занял, а заплатили за то, за что заплатили. Здесь происходит подмена понятий: люди, наверное, не поняли, что стали собственниками жилья, и вместо того, чтобы самим свою собственность содержать, требуют этого от того, кто не является собственником, но работает на рынке услуг ЖКХ.
Поэтому — возвращаясь к кредиту — когда мы берем деньги, мы хотим направить их на развитие, создать задел. Наращивая обороты по получению средств вне квартирной платы, будем рассчитываться с кредитом.
А что с кредитом для «Парка имени Горького»?
Парк Горького, который называют жемчужиной Харькова, начал превращаться в «кто что хочет, то и делает». И мы, чтобы не потерять этот парк, решили создать его новую концепцию — тематический парк. Это проект, который объединит людей разных убеждений, потому что мы делаем это для будущего Харькова, для наших детей.
Это будет коммерческое предприятие?
После реконструкции он будет зарабатывать деньги для города, потому что это коммунальное предприятие, не частное. На сессии мы разрешили взять кредит коммунальному предприятию. Разрешили! Но кредит еще не получили. Кредит дает не город. Кредит дают банки. Банкиры, просчитав экономическую целесообразность, должны понимать, будет возврат средств или не будет. Если мы получаем кредитную линию, то есть финансирование, мы реализуем этот проект и сумеем отдать кредит. А если мы сумеем его отработать, то в последующем прибыль, которую будет зарабатывать парк, будет направлена на развитие города. Потому что прибыль коммунальных предприятий — это доходная часть городского бюджета.
Да, люди, которые будут там отдыхать, будут платить. Так они и до этого платили! Только они до этого платили непонятно кому, непонятно за что, состояние парка было ужасное, его никто не убирал, за ним не следили, и по большому счету мы там сумели только установить светильники на центральной аллее. Шаг влево, шаг вправо — темнота сплошная! Но мы говорим о доступности мест отдыха. Это значит, что для тех, у кого нет денег на карусели, запланированы такие аттракционы и такие площадки бесплатные, где люди будут просто отдыхать. Но если у кого-то есть возможность заплатить и покататься, к примеру, на современных самолетах, или на американских горках, или на колесе обозрения — пожалуйста!
На самолетах?
Там будет новый экстремальный аттракцион: симулятор полетов, фигур высшего пилотажа на современных самолетах. Кстати, напротив парка — летное училище. Там нет таких симуляторов, поверьте мне. И мы уверены в том, что курсанты-летчики захотят покататься на этих аттракционах!
Планируется привлекать на реконструкцию парка частные инвестиции?
Я никогда не отвергаю такого понятия — частные инвестиции. У нас есть желающие вкладывать деньги в этот проект — это правда.
Кто?
Мы должны здесь повременить и не говорить ничего, потому что факт еще не состоялся. Сегодня проект создает, ведет и обеспечивает город. На 100%. И мы семь раз отмеряем, а один раз отрезаем, прежде чем идем на тот или иной шаг. Деньги, которые были выделены из бюджета, это деньги, которые пойдут на реконструкцию, создание территории, ландшафта и на оплату заказа на изготовление аттракционов именно для Харькова. Кроме того, мы сейчас оформляем государственный акт на территорию, которую занимает парк, это 66 га. Земля по сей день не была оформлена! И этот шаг тоже направлен на защиту парка.
Не логичнее было бы отдать парк в концессию, как поступили с аэропортом, а 250 миллионов отдать на ремонт фасадов, кровель и т.д.?
Нельзя говорить: «Какая реконструкция парка, когда есть куча проблем». Мы этими проблемами тоже занимаемся, выделяем деньги на их решение, кредиты берем — и решаем. Но у власти должно быть лицо. Вот наше лицо. Мы хотим привести город в надлежащий вид: фасады отремонтировать, карнизы отремонтировать, подъезды отремонтировать, дворы отремонтировать и создать новый современный парк отдыха. По поводу концессии. Есть такие примеры, когда власть сначала вкладывает бюджетные деньги в объект, а потом передает его в концессию, и это получается более выгодно. В городе Анкара, например, аэропорт сначала сделали, а потом передали в концессию. Сделанный!
Как квартиру сдают, с ремонтом и без ремонта?
Именно! Почему город все время должен проедать деньги? Почему город не должен их зарабатывать?
В 2005-м году, когда проходили общественные слушания по поводу, нужно или нет передавать парк Горького в концессию, в справке было указано, что он занимает 88,3 га, сейчас речь идет о 66,5. Что произошло? Почему территория сократилась практически на четверть?
А почему тогда не оформили те 88 га, о которых Вы говорите? На апрельской сессии депутаты приняли решение, подтверждающее точную площадь парка, которая будет оформлена в виде государственного акта. Этот акт будет иметь коммунальное предприятие, принадлежащее территориальной громаде. Решение принято в соответствии с теми данными и документами на земельные участки, которые есть на сегодняшний день. Других решений по этому вопросу я не видел.
Территория парка будет как-то ограждена?
Я считаю, что каждый рачительный хозяин заинтересован в том, чтобы свою территорию оградить. И городская громада как собственник должна быть заинтересована в том, чтобы территория парка была огорожена. Мы собираемся там делать контактный зоопарк, вкладываем большие деньги в развитие и содержание этой территории. Это все должно содержаться в нормальном состоянии. А если сегодня прийти утром в парк? Тут пустые бутылки люди оставили, там — следы от ботинок на скамейке… Конечно, мы должны позаботиться, чтобы такого не было: установить ограждение по границе парка, обеспечить охрану ночью.
Вход на территорию парка будет платный или нет?
Я же говорил о доступности, о специальных площадках и зонах отдыха бесплатных. И о платных аттракционах. Зачем делать вход платный? Это же получится, два раза платить надо.
То есть вход будет бесплатный?
Да.
Что со строительством мусороперерабатывающего завода? Уже можно говорить о стоимости проекта, сроках окупаемости, форме собственности предприятия?
Мы не можем говорить о быстрой окупаемости. Это не спекуляция. Это завод, это производство, это целый технологический процесс. Мы говорим о комплексе возможностей при утилизации твердых бытовых отходов: получение из биомассы экологически чистым путем электроэнергии, газа, удаление и отведение сточных вод, переработка медицинского мусора (которая сегодня напрочь отсутствует у нас), производство определенных ресурсов, которые можно продавать (например, гранулы для производства цемента по сухой технологии), строительство теплиц…
Масштаб понятен. Непонятно, когда это начнет работать и какие источники финансирования?
Если вернуться к парку, мы почти четыре года работали над этим проектом, наши специалисты посетили все выставки мировые — будь это Америка, будь это Китай, будь это Европа — чтобы сформировать концепцию. То же касается и мусороперерабатывающего завода. Есть технология строительства полигона, которую хотели реализовать под кредит ЕБРР, — я был противником этого. Есть сжигание мусора — но это опасно для жизни из-за выработки диоксина. Я как городской голова не могу подписаться под этим, я не враг городу, который меня выбрал. Мы говорим о другой концепции, о другой технологии. По той морфологии мусора, который есть в Харькове, я имею в виду соотношение органики, строительного, медицинского мусора и т.д., наиболее оптимальной представляется технология турецкой компании ITC. Это не просто бизнесмены, это люди, связанные с наукой.
Я лично видел завод, построенный в Анкаре. Когда мы приехали туда с нашими специалистами, они спросили: а где сам мусор? Где характерный запах? Я лично видел их теплицы, их рекультивацию, их чистоту. Там рядом строится жилой квартал, большой торговый центр «IKEA» и т.д. То есть технология обеспечивает экологию и безопасность. Сейчас мы работаем над тем, чтобы этот проект получил статус национального в рамках программы «Чистый город» и соответствующее финансирование.
Если мы подпишем с турецкой стороной протокол о намерениях, который сейчас разрабатывается, то от момента подписания до запуска первого этапа — два года.
Что такое первый этап?
Это строительство самого завода, сортировка мусора, выработка электроэнергии на 6 МВт, строительство 4-5 теплиц, строительство специального здания для утилизации медицинского мусора, отведение сточных вод и рекультивация старой свалки. Плюс производство материала для цементных заводов — как вариант.
Замов своих сокращать будете?
Сейчас это нецелесообразно, но в дальнейшем — не исключено. Мы говорим об оперативном управлении полуторамиллионным городом. И это не теоретические вещи. Сейчас я думаю над еще одним человеком, который будет курировать правовой юридический блок. Сегодня очень сильно меняется законодательство и в градостроительстве, и по борьбе с коррупцией и т.д. Мы должны принимать решения с учетом этих изменений. Наши юристы активно отстаивают права и законные интересы жителей Харькова — у нас в месяц более двух тысяч судебных процессов. А еще есть другие процессы — по возвращению объектов в коммунальную собственность, например.
На прошлой неделе вы объявили войну тем, кто, по вашему мнению, недобросовестно работает на рынке ритуальных услуг. Это часть наведения порядка?
Да, я хочу навести порядок в этой сфере. То, что там творится, — это же просто… процесс неуправляемый! Частные структуры, которые появились и работают на этом рынке, — недобросовестные, наглые, коррумпированные донельзя! За справку в морге, чтобы получить потом свидетельство о смерти, надо заплатить деньги! За что?! И все наши попытки обратиться к правоохранителям заканчиваются ничем, потому что они в этом замешаны.
Прокуратура не помогает?
Помогает. Но у нас как получается? Моргом управляет коммерческая структура. Где такое было видано? С одним моргом, на Дмитриевской, мы уже разобрались и убираем оттуда коммерческую структуру, нам передана часть объектов из областной коммунальной собственности в городскую, чтобы мы могли обеспечить там бесплатную выдачу этих справок. Но опять-таки на это еще нужно время, пока мы туда зайдем, — потому что нас туда не пускают. А есть еще морг на Корчагинцев. Там вообще управляет коммерсантка, которая работает в «Ритуале» и находится в декретном отпуске, она дает команду, заезжать — не заезжать. А у людей как может быть заезд-незаезд, когда там близкий человек, которому надо отдать последние почести? А им говорят: заплати, тогда мы начнем с тобой общаться. Это где такое было видано?! Если посчитать, сколько людей умирает в день и сколько каждый заплатил за непонятно какие услуги и справки, кого они будут любить после этого?! Они что, не понимают, что на их горе хотят нажиться?! Еще раз говорю, я против таких подходов!
Этой проблеме уже не один год.
Именно, проблем вот (проводит рукой над головой – авт.), выше крыши. Другое дело, как их решать? Нужна команда. Нужна стратегия. Мы ее должны принять, оформить. И тактически осуществить контроль. А когда в процессе рассмотрения вопроса начинают предлагать какие-то авантюры — это и есть неправильный подход. Можно иметь свою позицию, но не мешать другим! Когда мы говорим о каких-то общественных организациях, численность которых, условно говоря, меньше меньшего, зато на бумаге они говорят, что их много, и раздают свои оценки — это не демократия. Это, знаете, как называется? Забубнить бубновые интересы — вот и все! И когда идут кадровые изменения, это связано не с тем, что кто-то в ком-то разочаровался или что-то не то сказал. Это процессы, направленные на результат, на достижение цели. Поэтому я говорю уважаемым депутатам: вы — субъекты инициативы, осуществляйте контроль, проявляйте свои профессиональные знания и качества. Но если вы только поучаете, тогда покажите личным примером, как нужно решать данный вопрос.
В одном из интервью вы сказали, что Харьков — это город, в котором сильная оппозиция. Кого Вы имели в виду?
Журналистов. Самые сильные в оппозиции здесь журналисты.
Вы говорили, что господдержка местного самоуправления существует только на словах. Почему так? В чем проблема?
Это очень и сложный, и простой вопрос… Конечно, проблема в законах, в которых закреплены полномочия и компетенция. Уровень возможности и ответственности несоизмерим. Ответственности — выше крыши, а полномочий — нет. К примеру, поменялась цена на газ 1 августа. Мы 18 августа подали расчеты на новые тарифы. 4,5 месяца их не утверждали, разницу в тарифе никто не компенсирует, и выставляют нам это как долг! На него считают пеню и штрафы и говорят, что это должен город! Мы как органы местной власти зажаты в такие вилки! У нас есть законы с одной стороны, с другой — у нас есть подзаконные акты, с третьей — Конституция, с четвертой — горожане, требующие безотлагательных мер, не дай бог что-то случится. А у нас реально нет ничего.
Но Вы же отлично понимали, когда шли в мэры, что ответственность большая, а полномочий нет. Почему шли?
Я не боюсь ответственности — раз. Я сегодня делаю то, что могу. И вовлекаю в этот процесс тех людей, которые, как и я, хотят возродить Харьков. Я последовательно, шаг за шагом отстаиваю интересы жителей. Когда Михаил Добкин стал мэром, мы начали процесс возврата в коммунальную собственность имущества, защиты законных прав и интересов людей на жизненное пространство, реформирование ЖКХ, как бы было это ни тяжело. Новые формы взаимоотношений власти и населения (выездные личные приемы, на предприятиях, встречи с избирателями), прием метро в коммунальную собственность, мы достроили новую станцию, мы покупаем городской электротранспорт, мы построили дорогу впервые за последние 20-30 лет. И сегодня эта дорога служит людям, она разгрузила Деревянко, Новгородскую и все остальные улицы. Но этот процесс необходимо продолжить: Клочковская, Котлова — это развитие. Мы построили мост. Мы стали принимающим городом Евро-2012. Мы работаем с инвесторами, которые сегодня развивают Харьков.
Как за год губернаторства Добкина изменились ваши отношения?
(Улыбка). Мы стали реже видеться и больше разговариваем по телефону. Раньше мы обсуждали вопросы городские, теперь — с учетом возможностей — региона в целом. Мы восстанавливаем ту связь Харькова и области, которая была потеряна. Если сегодня область получает субвенцию, ее распределяют по-партнерски: и на жителей Харькова, и на жителей области. Михаил Маркович знает, насколько важно, чтобы деньги пришли вовремя. Он чувствовал это сам, будучи мэром. Это очень важное преимущество. А при бывшем губернаторе, когда приходила субвенция, деньги в город не давали. Они все шли в область и там их потом долго искали. И их найти пока не могут!
Между Михаилом Марковичем и мной нет противоречий. И у нас нет соперничества: кто выйдет с инициативой и объявит, что на 9 мая будет парад Победы, или кто объявит о начале реконструкции парка Горького. Мы все это делаем вместе и не спорим, кто главный. У нас главный в области Михаил Маркович Добкин — и все.
Он ручался за Вас, когда обсуждалась кандидатура в мэры от Партии регионов. Он этого не скрывал. Когда стали известны результаты выборов, как он отреагировал?
Мы все понимаем, что господин Аваков был пять лет губернатором, на момент выборов прошло совсем мало времени, как он перестал им быть. Структура властного превосходства осталась. Он очень богатый человек, амбициозный, честолюбивый, в хорошем смысле слова, авантюрный — это однозначно. И мы четко понимали, что противостоять такому, как Аваков, может либо Добкин, либо Кернес. Почему Добкин — понятно. Объясню, почему Кернес. Я постоянно находился в положении человека, вокруг которого происходят события. Я три созыва был депутатом, секретарем горсовета и исполнял обязанности городского головы. И хорошо знаю все проблемы, существующие в городе. В этом отношении результат для нас был понятен. Если помните, на пресс-конференции после выборов я сразу сказал, что победила наша партия, победил наш кандидат.
Но и Вы, и Добкин прогнозировали совсем другой разрыв! Вы говорили, что Аваков может занять не второе, а третье место!
Знаете, в футболе, когда команда голы забивает, она всем нравится. А когда любимая команда начинает проигрывать, ее постоянно осуждают, не давая объективных оценок, почему это произошло. Сегодня мы можем уже спокойно проанализировать, что произошло. Мы недооценили влияние медиаманипуляций: демонизация моей скромной персоны, программирование людей по всем телеканалам, где ни включишь — «не ошибись, не обманись». Харьков был очень заряжен. Постоянное противостояние на протяжении пяти лет дало о себе знать. У меня не было возможности светиться по телевидению, крутить песенки и т.д. Но почему-то в оценках моей скромной победы упускается победа партии — тотальная, я подчеркиваю! Создание большинства в горсовете, увеличение представительства с 55-ти до 70-ти депутатов. Я участвовал в отборе каждого кандидата по мажоритарным округам. И наши партийцы победили в 45-ти из 50-ти округов. Мы должны в совокупности оценивать победу. Не Кернеса-мэра, а системы местного самоуправления в городе Харькове. Ликвидация районных в городе советов, сокращение административного аппарата, наведение порядка и ответственность — вот, что победило. Это дало свои результаты. Остальное — это эмоции. Их я обсуждать не хочу!
Если предположить, что выборы закончились с таким же разрывом, 0,63%, но в пользу Авакова, что бы вы сделали? Пошли депутатом горсовета?
Я об этом не думаю. Я иду вперед. На момент выборов я думал только о том, что наша команда должна победить, и мы победили. А если бы да кабы, во рту выросли грибы…
Вскоре после выборов Вы поехали в отпуск. Какой отдых для вас идеальный?
Если честно, когда могу выспаться. Многие люди задают мне вопрос: «Когда вы спите?» У меня сегодня нет времени расслабиться. Если ты расслабишься на ходу, с тобой могут поступить очень плохо. Если ты на отдыхе, отключаешь телефон — можешь расслабиться. Но бывает, что, приехав на отдых, ты сразу звонишь и перезаказываешь себе билет назад, потому что здесь что-то случилось. Мои дети спрашивают: «Зачем тебе это все надо?» И я думаю: на самом-то деле, делаешь-делаешь, стараешься, хочешь, как лучше. А тебе говорят: ты такой-сякой…
И что отвечаете детям?
Это уже образ жизни. Я имею свою гражданскую позицию. Последовательную. Я достаточно принципиально отношусь к своим обязанностям, ответственности и, когда придет время, думаю, смогу смело смотреть в глаза харьковчан и сказать, что делал все, чтоб возродить величие Харькова. Мы как харьковчане живем все в одном городе. И у нас должны быть все условия. Мы хотим парк — хотим! Мы хотим, чтобы у нас было вовремя тепло, — да! Мы хотим, чтобы теплоснабжение было качественное, — нет вопросов! Хотим, чтоб было чисто, — да! Чтобы вовремя вывозился мусор — да! Если мы удалили деревья, мы должны высадить деревья. Если не было благоустроено, надо благоустроить. И эти изменения должны видеть все. И участвовать в них. И когда мы вовлечем в этот процесс всех, мы будем патриотами. И не только нашего города, но и страны. И тогда мы будем понимать, что реформы — во имя будущего. А если мы говорим про ма-а-аленькие, меркантильные интересы — это не для меня. Важна не моя личная заинтересованность и не мои меркантильные интересы, а город, его история и будущее.