Геннадий Кернес: промежуточный итог
Скажу сразу — до сих пор наиболее заметным итогом мне видится сам состоявшийся факт. Полноправная и полноценная легализация Геннадия Адольфовича Кернеса в роли и качестве городского головы города Харькова.
Понимаю и знаю, что «полноценную» можно оспорить — 130 тысяч проголосовавших за него избирателей, из почти полутора миллионов жителей города — это шаткая и сомнительная опора для мэра. И с «полноправной» можно не согласиться, зная о неоценимом вкладе украинской судебной системы в заключительный этап местных выборов.
И тем не менее — такой спор был бы уже чисто академическим. Формально и юридически легализация состоялась. Несмотря на false-start — городской голова Харькова, мэр города – именно он, Геннадий Кернес. Поэтому целесообразнее всё-таки о «роли и качестве» — не в цифрах, но в ощущениях.
Никогда не мог понять этой традиции – обсуждение результатов ста дней правления любого мало-мальски заметного деятеля. Но с одной стороны – да, сто дней слишком мало для демонстрации внятных результатов по управлению, в нашем случае, городом. С другой стороны, имеет место длинный тематический бэк-граунд – пять лет в должности секретаря горсовета, а затем и и.о. мэра.
Позади «долгая дорога в дюнах». Позади сидение в оппозиционных окопах, задержания и приводы, скандалы и склоки, сомнительный финиш, судебные разбирательства, перманентная война – как с внешними, так и внутренними политическими врагами (соперников у нашего героя не бывает – либо друзья, либо враги). Всё позади – впереди только работа. Казалось бы.
Нет, работал он всегда и очень много, это правда. Но его традиционная специализация – кризис-менеджмент, многократно усугубленный своеобразием самого персонажа. Стандартная схема: инспирация кризиса, затем успешное его разрешение – если не в свою пользу, то с извлечением максимальной выгоды. Так было все годы, пока он взбирался по ножке этого кресла.
Теперь, по идее, ничего этого не нужно – работай, всё в твоих руках, включая полностью лояльный горсовет, «социально близкую» власть в области, и такую же на уровне государства. Не тут-то было.
Горсовет, горисполком, город. Главная проблема, на мой взгляд – нехватка компетентных кадров. Его прежняя команда – это не команда высоколобых профессионалов, а отобранная по критерию личной, многократно проверенной преданности, крепко спаянная группа приближенных. Соответственно, у Кернеса в большинстве случаев нет людей, и нет готовых решений. Он вынужден либо принимать все решения сам, либо интуитивно назначать непроверенных людей на ключевые должности (которых теперь в его распоряжении оказалось много больше, нежели он мог закрыть сразу). В первом случае – он часто не успевает, во втором – его часто подводят.
Область. Это отдельная песня, которую мы здесь не поём. Но коротко – складывается впечатление, что губернатор Михаил Добкин просто барствует, и ему это страшно нравится. Хуже того – ему этого достаточно. И взаимодействие области с городом – чем дальше, тем плотнее вписывается в формулу «гусь свинье не товарищ». Кто есть кто – оставляю на их и на ваше усмотрение.
Государство. Геннадий Кернес, как это ни странно прозвучит, закон нарушать не любит. Во-первых, глупо становиться рецидивистом. Во-вторых – образование позволяет. Кернес, разумеется, всегда делает всё по своему, и если в какой-то момент на его дороге становится закон, то для него это всего лишь еще одна досадная помеха, которая его в любом случае не остановит. Просто если через другие препятствия Кернес переезжает катком, то в случае с законом он пересаживается, пусть иногда на кривую козу, и закон объезжает. Для этого украинские законы приспособлены прекрасно.
Да только «беда пришла откуда не ждали». Прерогатива нарушать закон оказалась в руках не только – а теперь и не столько – Кернеса.
Пример – немалая часть принятых социальных (вернее, антисоциальных) решений. Кого, как не его лично, больнее всего на следующих выборах ударит повышение тарифов на коммунальные услуги? Их нельзя повышать после начала сезона, это прямое нарушение закона; и он сам обещал не делать этого – а решение приняли без него, на уровне государства. И он ничего не может с этим сделать.
Теперь о том, что он сделать все же мог бы – в рамках своей мэрской компетенции. Ему очень нравится называть себя «сити-менеджером» – поэтому именно с этой, сугубо практической точки зрения, и будем оценивать его достижения.
Дороги. То, что могло бы стать фишкой любого мэра. Не стало. Я хочу сказать – статистика горсовета приводит тонны и километры, и это по большей части реальные цифры. Однако общее состояние дорог в Харькове по-прежнему производит гнетущее впечатление на местных жителей, и не перестало служить притчей во языцех вне Харькова. Еще до начала зимы отдельными кусками были переложены основные городские магистрали, но многократные скачки «через ноль» ставят под сомнение даже эти куски; сойдет снег и вероятен ужас.
К слову, в марте «МедиаПорт» возобновит проект «Пришла весна – дороги.net». Когда и если этот ужас подкрадётся – без внимания он не останется.
Плюс ко всему Кернес остался верен себе и в этой сфере: одна из новых дорог, проложенная через Лесопарк, принесла Харькову в целом и мэру лично куда больше репутационных потерь, нежели харьковчанам практической пользы.
Транспорт. Городской автопарк несколько обновился – в привязке к деньгам Евро-2012. Красивые и новые автобусы с троллейбусами (немножко). Однако последовавшая вслед за этим «транспортная реформа» ввергла в ступор экспертов городского хозяйства своей несистемностью, а новая логистика общественного транспорта до сих пор приводит в отчаяние даже ко всему привыкших харьковских пассажиров. С большой натяжкой вписать в заслуги нового мэра можно открытие новой станции метро – но Кернес не был бы Кернесом, если бы эта станция тут же не оскандалилась дорогущими лавочками.
Лавочки. Под этим условным обозначением у нас пойдет то, что называется «наружным благоустройством». Набережные, фонтаны, те же лавочки и фонари по дворам – конечно, не везде, но в заметном количестве появились. Это любимый конек мэра, клиентская программа «Ближе к народу», в которую вписывается и публичное оглашение мобильных номеров ряда чиновников, начиная с самого мэра, и «всенародные гуляния» по праздникам, бюджеты которых растут из года в год пропорционально попсовости гастролёров.
ЖКХ. Понятно, что сфера требует кардинальных решений на государственном уровне. Но и на уровне местном можно и нужно предпринимать попытки поменять хоть что-то. Систему ЖЭКов, например. Кернес – предпринимал. Результатом стал «Жилкомсервис». И здесь картина спорная: услуги стали заметнее количественно, но подорожали, и самое главное, совсем не изменились качественно.
Итого. Крупных, или хотя бы заметных городских проектов в исполнении Кернеса, которые привели бы к качественным изменениям жизни города – за всё это время, пожалуй, и нет. А те, что есть – далеко не бесспорны.
Помните ли вы подземный пешеходный переход на улице Сумской, в районе между Парком имени Горького и ХАЗом, один из считанных в Харькове? Я до сих пор уверен, что грязным, темным и обшарпанным он был спроектирован изначально; во всяком случае, иного его состояния я не припомню. Как-то раз, проезжая мимо этого перехода, я случайно посмотрел в его сторону… и не поверил своим глазам. Он стоял чистый и красивый, сверкая новенькой гранитной облицовкой!…
Как выяснилось при ближайшем рассмотрении – не поверил я глазам правильно. Дело было незадолго до съезда в город разного рода президентов и премьер-министров («Харьковские соглашения»), и наш герой, исполняя в то время обязанности мэра, недолго думал, как справиться с неблаговидным объектом, стоявшим прямо по пути следования российских сановников. Он просто велел оклеить его бумагой. «Под гранит», да.
Вот этот «потёмкинский» пример для меня пока и характеризует подход Геннадия Кернеса к задачам по управлению городом.
Геннадий Кернес – мэр Харькова. К этой мысли надо привыкать постепенно (не в последнюю очередь – ему самому). Он стал менее публично-скандальным (и то сказать – оппозиции, провоцировавшей его на драки, в городе фактически нет). В полной мере заполучив власть, далеко не со всеми из доставшихся полномочий он точно знает, что делать. Однако он не боится принимать решения. Более того – он единственный, кто в этом городе действительно их принимает. И вот к этой мысли ему надо приучить всех остальных (особенно тех – бизнесменов ли, политиков – кто не воспринимает его ни в каком качестве). Чем он и будет занят ближайшие пару лет.
А затем Кернес начнет работать на перевыборы. И с учетом общей ситуации в государстве – это будет очень непросто.