Фотохудожник Владимир Оглоблин нашел 7 работ известного фотографа Алексея Иваницкого
Фотооткрытие. Работы именитого фотографа-харьковчанина Алексея Иваницкого обнаружил фотохудожник Владимир Оглоблин. Семь карточек, дата – 1902-й год. Четыре фото сделаны пятого сентября, три – шестнадцатого.
Владимир Оглоблин, фотохудожник: «Ну, знаете, это тот случай, когда нечего уже добавить, я думаю, что это 100-процентное качество и ничего желать лучшего уже нельзя, потому что здесь все есть».
Император Николай II с супругой Александрой Федоровной и дочерью Ольгой – в Борках под Харьковом, на месте крушения императорского поезда. В поезде ехал Александр III с семьей, Николаю тогда было 20 лет.
Фото доселе не были известны не только любителям, но и знатокам творчества Иваницкого, уверяет Оглоблин. О фотографиях знали разве что сотрудники Петербургского архива кино-, фото-, фонодокументов, где хранились работы.
Владимир Оглоблин, фотохудожник: «Я думаю, что это какой-то частный случай, и Иваницкий, очевидно, подарил этот альбом Николаю II как частный подарок, потому он и находится в коллекции семьи Романовых».
Кадры парада в честь приезда государя в Борки. Снимки, как сказали бы сейчас, репортажные: офицеры приветствуют Николая, император слушает доклад, император на коне.
Владимир Оглоблин, фотохудожник: «Очень хороший кадр, причем, здесь же виден автограф Иваницкого, потому что не на всех фотографиях есть его подпись, но вот на этой, в частности, есть».
На фотографиях Алексея Иваницкого видна каждая деталь: по ним можно восстановить событие, восхищается Владимир Оглоблин. Император принимает доклад: он чуть наклонился, видимо, чтобы лучше слышать офицера, а может быть, устал сидеть и решил поменять позу.
Попробуй поймай момент, говорит Оглоблин: не всегда и современный фотограф успеет с нынешней техникой.
Владимир Оглоблин, фотохудожник: «Требовалось очень оперативно все это делать, то есть человек это умел делать и мог делать очень быстро, думаю, что это только профессиональные люди. Причем, по композиции эта фотография совершенная: здесь в центре главное событие, вправо смещены главные элементы храма, то есть с точки зрения композиционной, построения кадра – идеально».
Алексей Иваницкий совмещал две ипостаси, не скрывает восхищения Владимир Оглоблин. Коллега из прошлого века был отличным фоторепортером и одновременно – одним из лучших фотохудожников юга Российской империи.
Три карточки, датированные 16-м сентября, Оглоблин называет академией для любого фотографа.
Владимир Оглоблин, фотохудожник: «Вот вся эта жизнь – вот она здесь сосредоточена: вот идет отец, вот идет мать и этот ребенок поворачивается. Я называю это «привет оттуда», «здравствуйте»! Они должны были идти прямо, они должны,… ну это, наверное, все-таки было как-то оговорено, а ребенок, он остается ребенком, и вот этот поворот головы дочери, конечно, делает эту фотографию живой, делает ее великой, по-моему».
Обнаружил Владимир Оглоблин эти 7 фото до смешного просто: случайно наткнулся на них на сайте архива Петербурга. В планах фотографа – сделать копии работ Иваницкого, чтобы эти снимки тоже попали в экспозицию, которую Оглоблин готовит к 155-летию фотомастера, в следующем году.
Фото 1
Император Николай II
Фото 2
Император Николай II
Фото 3
Император Николай II в группе [высших офицерских чинов перед началом парада]; справа 3-й – [великий князь Михаил Николаевич]; за императором – великий князь [Сергей Александрович](?)
Фото 4
Офицеры приветствуют императора Николая II. Крайний справа харьковский губернатор князь И.М.Оболенский
Фото 5
Император Николай II, императрица Александра Федоровна и великая княжна Ольга Николаевна у входа в монастырь «Спасов Скит»
Фото 6
Император Николай II, императрица Александра Федоровна и великая княжна Ольга Николаевна выходят из [собора] монастыря «Спасов Скит»
Фото 7
Император Николай II, императрица Александра Федоровны и великая княжна Ольга Николаевна во время посещения монастыря “Спасов Скит”; на ступенях слева – барон В. Б. Фредерикс.