FACEBOOK 2.0. Почто и доколе?
Сетевой анекдот начала времён: программист сидит дома за компьютером, сын подходит к нему с вопросом: — Папа, а почему солнышко по утрам встаёт, а вечером садится? Отец медленно поднимает на него воспалённый взгляд и проникновенно отвечает: — Сынок… Работает? Не трогай!
Статейка, изначально задуманная как «Инструкция по применению New-FB», не получается даже сколько-нибудь серьёзным обзором. Потому что «сынки» из числа разработчиков FB рукоблудят беспрерывно и зафиксировать их — шанса нет.
На самом деле FB давно уже не 2.0, а Facebook 800.000.000. И вполне может позволить себе не считаться с известной аксиомой: менять что-либо в устоявшихся сетевых сообществах следует чрезвычайно осторожно, дабы не отпугнуть ядро аудитории (которое обычно крайне негативно воспринимает любые перемены в привычной среде). Кем, а главное, сколькими непугаными из восьмисот миллионов он рискует?
Ну и право имеет, безусловно. Но в результате — на месте вчерашней пимпочки сегодня появляется фитюлька, которую завтра заменит пиптык. Так что уследить за всеми новыми приблудами решительно невозможно. Равно как и систематизировать все изменения в одном материале, что пока не удаётся даже нативному «Facebook Help Center».
Картина усугубляется ещё и разницей в правах доступа к новшествам — как для отдельных пользователей, так и целых стран.
Посему будем реагировать на текущие изменения. Они, к слову, происходят эволюционно, но вскоре будет и революция (о ней — ниже).
По моим наблюдениям, наболевших вопросов (помимо упомянутых в заголовке) на сегодня три.
«Куда делась ссылка для ссылки?»
«Что такое «Подписка» и как ею пользоваться?»
«Как приобрести дру…» Ой, нет, это гнусные аллюзии. Вот: «Как избавиться от бесконечного потока действий, совершаемых друзьями и отображаемых на моей стене?».
Ссылка
Ответ на этот вопрос наиболее прост; большинство пользователей уже нащупали его эмпирическим путём — методом ненаучного тыка, иначе говоря. Необходимо и достаточно просто вставить нужную ссылку в поле «О чём Вы думаете?» (между прочим, «Facebook» рискует; кто-нибудь ведь может и в самом деле ответить…)
Простой copy-paste (копирование адреса в браузере и перенос его в поле «О чём Вы думаете») — а дальше FB сделает всё сам. То есть, «вытянет» картинку, заголовок и анонс Вашей ссылки. После чего предложит Вам дополнительные опции: «С кем Вы [мастера культуры]?» (можете выбрать персону из списка Ваших друзей на FB и указать на неё пальцем, чтоб все — все! — знали, с кем Вы), «Где Вы?» (можете отметить своё местоположение на карте Google с точностью до будуара) и «Доступность» Вашей ссылки. По умолчанию — Ваша ссылка будет «Доступна всем», включая жену и начальника. Но выпадающее меню варьирует адресаты по Вашему усмотрению, буквально до одного-единственного человека. Ставите лирическую песню, выбираете барышню из списка в «Настройках пользователя», и можете считать, что спели серенаду под её балконом, даже не рискуя получить на голову ведро воды из соседского окна. Ну, вот такая нынче романтика, да.
Впрочем, всем этим (кроме copy-paste) можно пренебречь, кликнув сразу кнопку «Опубликовать». Вуаля.
«Подписка»
Коротко говоря — это возможность получать на своей стене обновления не только друзей, но просто тех персон в FB, чьё мнение Вам любопытно. Необходимость её, в свою очередь, вызвана тем, что количество «друзей» FB ограничивает числом в 5000. Вы, к примеру, хотели бы знать, чем публично дышит Ринат Ахметов. Но входить с ним в тесные дружеские отношения — ни в Ваши, ни в его планы не входит. Прежде Вы вынуждены были бы посылать запрос о дружбе, рискуя нарваться на «игнор». Теперь же Вы можете кликнуть кнопку «Подписаться» на странице персонажа — и отныне на Вашей стене будет отображаться каждый его чих.
Можете ждать, когда и он, в качестве ответной любезности, подпишется на обновления от Вас (хоть до второго пришествия), а можете в любой момент, кликнув на ту же самую кнопку, «отписаться» от этой информации. Либо сконфигурировать её на своё усмотрение:
Обновления
После того, как функция «Подписаться» была введена в действие, Вы были автоматически подписаны на обновления от всех тех, кто на тот момент был в списке Ваших друзей.
Поэтому отсюда плавно к вопросу о «каждом чихе». Не наздравствуешься, конечно. Сыплет и сыплет.
NB: Неделю тому назад на обновлённом FB в колонке справа появился «Тиккер», ползучая и бесконечная лента обновлений, подобная твиттеровской (и ему же созвучная). Предположительно, она должна была заменить собой целую страницу — ту, что сейчас называется «Недавние обновления». Однако пару дней повисев, «Тиккер» (о, счастье!) у меня исчез бесследно. У других пользователей он сохранился — и об этой избирательности FB можно строить предположения в диапазоне от расизма до маразма.
Но «Недавние обновления»-то остались! И на этой странице стоит сплошной гул от чиханий.
Хорошая новость: в принципе, от обилия ненужной Вам информации можно избавиться.
Плохая: делать это доведётся вручную.
NB: в этом смысле сразу проигрывают коллеги-медийщики, у которых не хватает то ли свободных рук, то ли воображения тщательно отбирать ретранслируемые на FB материалы. Ресурс, который устанавливает автоматический импорт своей новостийной ленты на свою же страницу в «Facebook», с вероятностью 99% теряет реципиентов прямо на следующий день после совершения этой глупости. В век катастрофического переизбытка информации более всего ценится именно hand-made-контент.
Как это сделать?
Как только на странице «Недавние обновления» появляется извещение из числа тех, что Вы не хотели бы видеть столь часто, как-то: «А и B теперь друзья», «С изменил «Родной город», «D теперь в отношениях с E» (точно не хотите?)» и так далее — наводите на него курсор и видите в правом уголочке этого сообщения крестик. По клику на него сообщение не удаляется, а напротив, порождает новую сущность: «выпадающее меню»:
Если персонаж «А» не угодил Вам и своими публикациями, тогда Ваш выбор — самая нижняя строка: «Отменить подписку на обновления от А». Если же Вам интересны его мысли, но не действия в FB — тогда строка предпоследняя: «Отменить подписку о деятельности А». Эта формулировка может меняться от раза к разу, в зависимости от того, на извещении о чём именно Вы кликните: это может быть «Отменить подписку на фотографии «А», «Отменить подписку на обновления статуса А» et cetera. Наиболее всеохватывающая — строка «Отменить подписку о деятельности А». [к моменту, когда вы это читаете, FB поменял строки местами. Суть пока не изменилась — авт.]
NB: От извещений о действии именно персонажа «А» Вы таким образом сможете избавиться только при одном условии. Если персонаж «А» в извещении совершил действие единолично. То есть, если персонаж «А» и персонаж «В» подружились с персонажем «С», или — персонаж «А» и еще 6 друзей теперь дружат с персонажем «В» — выпадающее меню будет иным, не относящимся к персонажу «А»:
Клик на строку «Скрыть историю» не приведёт к искомому результату, а удалит с Вашей стены именно и только это конкретное извещение.
Всё это Вам придётся проделывать изо дня в день на всё новых извещениях, пока на ленте не отметятся все Ваши визави, или пока Ваша страница «Недавние обновления» не приобретёт удовлетворяющий Вас вид. А вольно ж Вам было соглашаться на все предложения о дружбе!
Дерзайте, и да очистится Ваша лента. Если, паче чаяния, Вы удалите что-то, чего удалять не следовало — всё легко восстанавливается.
Экстра-бонус: «Таймлайн», или «Хроника»
Теперь обещанная (не мной, FB) революция. Она, как и всякая другая, пока тщательно готовится, и час её возгорания не менее тщательно скрывается. Однако искра уже тлеет. Это следует из начатого FB тестирования новой идеологии социальных сетей (да, ни больше, ни меньше) с помощью девелоперов, то есть, пользователей, зарегистрированных в FB как специалисты по развитию и совершенствованию процессов. Этим пользователям новый интерфейс профиля доступен уже сейчас. Вот как профиль выглядит у них (и как он вскоре будет выглядеть у Вас):
Пугаться не стоит: хоть перемены и кардинальны, интерфейс вполне дружелюбен и интуитивно понятен. Мелочи вроде огромных картинок пусть Вас тоже не смущают — во-первых, картинка легко меняется, а во-вторых, большая картинка возникнет, только если намеренно «скролить» страницу вверх. По умолчанию Ваш профиль открывается вот так:
А при скролле вниз — картинка и вовсе исчезает, оставляя вместо себя только белую полосу с Вашей маленькой «профильной» фотографией и иконками действий (на рисунке — в горизонтальном красном прямоугольнике):
А в вертикальный красный прямоугольник на иллюстрации ниже — заключена основа основ новой идеологии FB: Timeline, или «Хроники».
Все Ваши действия на FB отныне будут привязаны к вертикальной календарной хронологии. Как только Facebook запустит новые профили — Вы обнаружите все свои действия (ссылки, фотографии, комментарии и так далее) отображенными и зафиксированными по дням, месяцам и годам. Посты и сообщения можно развернуть во всю поперечину, а можно оставить свёрнутыми справа и слева от вертикальной линии. События и новости каждого месяца также можно избирательно показать-скрыть.
Мелочей и подробностей (к примеру, с прелюбопытнейшими и совсем неоднозначными музыкальными приложениями от FB, которые тоже готовятся к запуску) ещё очень много. Но повторюсь, меняется всё часто и густо, и отслеживать мы их будем по мере поступления.
А пока приношу извинения всем моим друзьям, попавшим в статью в качестве подопытных кроликов на картинках, и обещаю немедленно восстановить все изменённые опции.
И пара ласковых в заключение.
Обратите внимание: нижняя планка в колонке справа — «Рождение».
Вы, быть может, и не полезете восстанавливать в хронологических пустотах страницы картину всей своей жизни — отчасти из недоверия к сети, но больше из лени.
Но дети… которые уже растут и воспитываются в сетях… Они сами, и их дети, предполагает FB (и думаю, что он прав), будут вести уже не old-fashioned семейные альбомы, а страницу в Facebook. От рождения и до… ну, придумает FB, непременно придумает, как торжественно проводить своего клиента и в гроб.
Оценили мировой масштаб? Прочувствовали поколенческий замах?
Ну и хорошо. Продолжение в любом случае следует…