Web Analytics
Езда с привилегиями | MediaPort

Сирены и мигалки на автомобилях — не предмет роскоши, а жизненная необходимость для передвижения. Завидев огни и услышав звук, водители прижимаются к обочине. Правила дорожного движения обязывают. Ведь, согласно закону, автомобиль с такими опознавательными знаками едет по важному делу — гонится за преступником, спешит на пожар или в больницу, сопровождает охраняемую особу. Это если по закону.

По украинским дорогам в таких машинах ездят не только сотрудники милиции, прокуратуры, СБУ, спасатели или инкассаторы, а депутаты, высокопоставленные чиновники, их дети и другие любители беспрепятственной езды.


В общем

7 декабря Верховная Рада проголосовала за изменения в Административный кодекс.
Согласно законопроекту, нарушение порядка установления и использования специальных световых или сигнальных устройств влечёт за собой штраф от 42,5 до 51-й тысячи гривень. Финансовое наказание депутаты увеличили в 50 раз.

При этом предусмотрена конфискация незаконно установленных устройств. Ранее устройство могли и не конфисковать. Теперь же ГАИ может вдобавок запретить и ездить на авто, пока устройство не будет демонтировано.

В пояснительной записке к законопроекту авторы признают: в Украине, несмотря на наличие правил, инструкций, административного наказания, нередки случаи «незаконной установки и использования» таких устройств.

Цель законопроекта — увеличение меры влияния на лиц, которые совершили административное правонарушение, предусмотренное статьёй 1225 КУпАП с целью «воспитания у них уважения к законодательным нормам, а также предупреждения совершения новых правонарушений».

Законопроект должен обеспечить уменьшение случаев неправомерного вмешательства в обычный режим дорожного движения путём противоправной установки и использования специальных световых и звуковых сигнальных устройств на транспортных средствах.

Одновременно авторы указывают на дополнительные поступления в бюджет в результате повышения штрафов.

Выгодно получается. Теперь не каждый рискнёт незаконно оснастить свою машину мигалкой или сиреной. Платить 50 тысяч, лишаться устройства и рисковать остаться на время без авто? Мысль депутатов понятна.

Мысль большинства автомобилистов — тоже: тот, кто хотел просто покрасоваться, не имея за спиной мандата, должности, связей, больших денег, задумается; но остановит ли угроза такого наказания тех, кто позволяет себе такую роскошь в силу уверенности в безнаказанности?

Замечу, как написано в выдержке из пояснительной записки, задача — уменьшить количество таких нарушителей, а не искоренить (простите за такое пафосное слово — авт.) их.

Так выглядит разрешение на установку спецсигналов.

В общем и целом всё правильно: наказывать рублём и забирать любимую игрушку. Как минимум удастся повлиять на тех, у кого игрушка одна, а рубль — один из последних.


Частность

В конце августа на одном из городских автомобильных форумов появилось видео с авторегистратора, на котором автомобиль — без надписей и других опознавательных знаков оперативных или правоохранительных служб и даже без госномеров, но зато с сиреной и мигалкой — на большой скорости выезжает на встречную полосу движения через двойную сплошную и по «встречке», распугивая другие авто, уносится вдаль.

Управление ГАИ в Харьковской области, куда «МедиаПорт» обратился за разъяснением, как быть водителям в таких случаях, когда нарушение кажется очевидным, ответило: «Водители транспортных средств всегда должны действовать в соответствии с Правилами дорожного движения Украины» и только в случае действия непреодолимой силы или чтобы избежать гибели или увечья, отступать от норм ПДД (п. 2.14 ПДД).

То есть прижаться к обочине, уступить дорогу, не препятствовать движению всё равно обязательно, даже если водитель явно нарушает закон. Единственное, что советует сделать ГАИ, — сообщить о нарушении по телефону 102.

В запросе «МедиаПорт» просил сообщить количество машин, которые имеют разрешения на спецсигналы, но управление ГАИ, сославшись на то, что эта информация служебная, в предоставлении данных отказало. При этом в автоинспекции подчеркнули, что разрешения выдаются только машинам, указанным в «Инструкции о порядке выдачи и учёта разрешений на установку и использование специальных световых и звуковых сигнальных устройств» (п. 1.1):

— служебные транспортные средства, которые используются для передвижения лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана;
— транспортные средства милиции;
Оперативные или специальные транспортные средства военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооружённых силах Украины
— транспортные средства внутренних войск МВДУ;
— транспортные средства налоговой милиции;
— транспортные средства служб безопасности дорожного движения;
— транспортные средства Службы безопасности Украины;
— транспортные средства Государственной службы специальной связи и защиты информации;
— транспортные средства Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний (сейчас Государственная пенитенциарная служба);
— транспортные средства скорой медицинской помощи;
— транспортные средства аварийно-спасательных служб;
— транспортные средства пожарной охраны;
— транспортные средства службы инкассации и перевозки ценностей НБУ и банков Украины;
— транспортные средства Управления государственной охраны Украины.

Понять, нарушитель ли за рулём, или государственный служащий, не всегда возможно. В Инструкции и ГОСТе, на который она ссылается, написано, что некоторые машины не обязательно должны быть внешне похожи на оперативные авто.

«Автомобили для лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана, оперативные транспортные средства МВД Украины, Управления государственной охраны Украины, Службы безопасности Украины (п. 2.5 Инструкции)» могут быть без цветографических схем, надписей и эмблем.


Для служб в ГОСТе 3849-99 чётко показано, как должны выглядеть их авто.

А мигалка не обязательно должна быть на крыше, на оперативных транспортных средствах МВД Украины и Управления государственной охраны Украины (п. 2.1 Инструкции) её можно установить под решёткой радиатора или внутри возле лобового стекла.

И если замигал синий или красный свет или зазвучала сирена, как советуют ГАИшники, тут уж ничего не сделаешь — придётся пропустить водителя, чтобы самому не стать нарушителем: пусть он спешит по служебным делам или рискует своими деньгами.

На данный момент это всё те же 850-1020 гривень. Законопроект прошёл только парламент. Президент его не подписал, «Урядовый курьер» не опубликовал. А после этих двух «инстанций» должен пройти месяц, чтобы новая норма Кодекса Украины об административных нарушениях вступила в силу.