Европа смягчила критику и дала надежду (текст резолюции ЕП по Украине)
Депутатам Европарламента наконец удалось согласовать и принять резолюцию по ситуации в Украине. Итоговое голосование по этому документу несколько раз откладывалось из-за того, что различным политическим группам Ассамблеи не удавалось согласовать его содержание. Кроме того, по мнению наблюдателей, парламентарии хотели дождаться итогов состоявшегося на этой неделе саммита ЕС-Украина в Брюсселе.
Эксперты в большинстве своем данный документ расценивают как достаточно жесткий и сильно декларативный. Все-таки, дальнейшее сближение Украины с ЕС зависит исключительно от Украины. Резолюция стала простой констатацией факта. Реализацией должна заниматься уже украинская сторона.
Собственно, проект* (текст см. ниже – ред.) был проголосован без значительных изменений. Единственное что – в последний момент многие критические формулировки ряда параграфов документа были значительно смягчены. Так, например, из текста исчез пункт об «эрозии демократии» в стране.
В МИД принятый документ расценили как дружелюбный. В первую очередь потому, что на уровне Европейского парламента Украина получила признание перспективы членства в Евросоюзе, а также право на подачу заявки на вступление в ЕС. В ведомстве подчеркнули, что важным сигналом резолюции является подчеркивание предоставления Украине Плана действий относительно визовой либерализации с ЕС – инструмента, который должен содействовать нашему приближению к перспективе безвизовых поездок в ЕС для граждан Украины, пишет «ЛIГАБiзнесIнформ».
Во внешнеполитическом ведомстве также отметили, что «сигналы критического характера», которые содержатся в резолюции Европарламента, были услышаны. Более того – к ним отнеслись с уважением и вниманием.
В свою очередь политики дали резолюции очень разрозненную оценку. Представители и оппозиции, и коалиции дружно признали, что резолюция стала ударом. Не смогли согласовать только, кого и куда Европараламент этим документом ударил. Экс-вице-премьер-министр «БЮТовец» Григорий Немыря заявил, что ударили представителей власти. Причем – по лицу. «Принятая сегодня резолюция Европейского парламента является поддержкой европейских стремлений и европейской перспективы Украины. В то же время эта резолюция является жесткой пощечиной украинской власти, которая не приближает, а отдаляет нашу страну от Европейского Союза», – подчеркнул он.
В ответ на это заявление, народный депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов заявил, что резолюция ударила лично Немырю. Причем – намного ниже лица. «Резолюция Европарламента – это пинок под зад Немыре, который через свои сомнительной природы связи в аппарате ЕНП пытался сделать все, чтобы Европейский парламент принял резолюцию в редакции, написанной на Туровской», – сказал он.
При этом он подчеркнул, что «Европарламент принял достаточно взвешенное решение».
Вместе с тем, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по иностранным делам Тарас Чорновил считает, что «резолюция получилась очень компромиссной, контроверсийной и абсолютно формальной». «В данной ситуации для Украины это, наверное, лучше. С одной стороны, есть ряд стран, которые хотели достаточно жесткой резолюции относительно Украины в ряде вопросов о нарушении определенных прав и свобод, в частности СБУ, относительно ограничения прав на свободу слова и т.п. И, в принципе, эти группы получили соответствующий текст, и их предложения были достаточно четко отмечены в резолюции. Были и другие группы стран, которые последовательно отстаивают право Украины на будущее членство в ЕС, у которых, видимо, этих претензий еще больше к Украине, но они заинтересованы в том, чтобы не отсечь Украину от будущей евроинтеграции», – заявил он.
Резолюция Европейского Парламента в отношении Украины.
Европейский парламент,
– принимая во внимание предыдущие резолюции относительно Украины,
– принимая во внимание совместное заявление, принятое на высшем уровне на саммите Украина-ЕС в Брюсселе 22 ноября 2010 года,
– принимая во внимание заключительное заявление и рекомендации, сделанные по заключению 15-й встречи комитета парламентского сотрудничества Украина-ЕС, которая состоялась 4 и 5 ноября 2010 года в Киеве и Одессе,
– принимая во внимание делегацию комитета парламентского сотрудничества ЕС и Украины, которая наблюдала за местными и региональными выборами, проходившими в Украине 31 октября 2010 года,
– принимая во внимание соглашение партнерства и сотрудничества (СПС) между Европейским Союзом и Украиной, который вступил в силу 1 марта 1998 года, и переговоры по договору о сотрудничестве, предназначенного для замены СПС,
– принимая во внимание 14-е заседание совета по сотрудничеству Украины и ЕС в Люксембурге 15 июня 2010 года,
– принимая во внимание совместную декларации по «Восточному партнерству», заключенную в Праге 7 мая 2009 года,
– принимая во внимание вывод по «Восточному партнерству» принятый Советом иностранных дел 25 октября 2010 года,
– принимая во внимание Резолюцию 1755, принятую Парламентской Ассамблеей Совета Европы, 5 октября 2010 года о функционировании демократических институтов в Украине,
– принимая во внимание выводы Европейского совета относительно Украины от 16 сентября 2010 года,
– принимая во внимание совместный план мероприятий, одобренный Советом по сотрудничеству в июне 2009 года,
– принимая во внимание Соглашение между Европейским сообществом и Украиной по поводу упрощения визового режима, который был подписан 18 июня 2007 года и вступил в силу 1 января 2008 года, а также принимая во внимание переговоры касательно визового режима между ЕС и Украиной, проведенные в октябре 2008 года,
– принимая во внимание совместный доклад рабочей группы Комитета парламентского сотрудничества ЕС-Украина относительно визовой политики между ЕС и Украиной от 4 ноября 2010 года,
– принимая во внимание последние изменения в украинском законе о выборах, принятые парламентом (Верховной Радой) в июне 2010 года, незадолго до местных выборов,
– принимая во внимание Национальную индикативную программу 2011-2013 годов для Украины,
– принимая во внимание регламент номер 110 (4),
А. Поскольку Украина является европейской страной, имеющей стратегическое значение для ЕС; учитывая ее площадь, ресурсы, население и географическое положение, Украина занимает отличную позицию в Европе и имеет все шансы стать ее ключевым региональным деятелем;
В. Учитывая тот факт, что вновь избранный Президент Украины Виктор Янукович и Верховная Рада, подтвердили решимость Украины присоединиться к Европейскому союзу;
С. Учитывая выдвинутые обвинения относительно демократических свобод, таких, как свобода собраний, свобода слова и свобода средств массовой информации, которые находились под давлением в последние месяцы;
D. Принимая во внимание, что действующий с 1 октября 2010 года украинский Конституционный суд установил новые стандарты правления президентской системы; учитывая план создания демократической, эффективной и надежной системы «сдерживания и противовесов», которая должна оставаться приоритетной, и процесс для достижения этой системы должен быть открытым, инклюзивным и доступным для всех политических партий и субъектов Украины;
Е. Учитывая, что местные и региональные выборы в Украине 31 октября 2010 года состоялись в спокойной обстановке и без происшествий; а также учитывая критику о некоторых аспектах организации этих выборов, в частности, в отношении соблюдения избирательного законодательства, процедуры его принятия и некоторые аспектов в его содержании;
F. Учитывая тот факт, что после президентских выборов, состоявшихся в январе 2010 года наблюдались все более тревожные признаки эрозии демократии и плюрализма; об этом свидетельствуют, в частности, обращения некоторых общественных организаций и индивидуальные жалобы журналистов о давлении со стороны их редакторов или владельцев средства массовой информации, где они работают для освещения или умалчивания определенных событий; а также обращения, что действия Службы Безопасности Украины (СБУ) стали политически мотивированными, а административные и судебные ресурсы используются в политических целях;
G. Учитывая, что 13 октября 2010 года представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации заявил, что Украина достигла большого уровня свободы СМИ, но необходимо принять срочные меры для ее защиты, он так же призвал украинское правительство воздержаться от любых попыток влиять или подвергать цензуре медиа-контент и соблюдать международные стандарты свободы и обязательств в отношении СМИ, принятые ОБСЕ;
H. Учитывая, что «Восточное партнерство» может дать Украине дополнительные средства для интеграции с Европейским Союзом, но это может быть сделано лишь при условии, что Украина будет основываться на практических, заслуживающих доверия и финансово надежных проектах:
1. Подчеркивает, что, в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском Союзе, Украина может подать заявку на членство в ЕС, как и любое европейское государство, которое придерживается принципов свободы, демократии, уважения прав человека, основных свобод и верховенства закона;
2. Подчеркивает, что Украина имеет европейскую перспективу, прочные исторические, культурные и экономические связи с Европейским Союзом, и что она является одним из ключевых партнеров ЕС в соседстве с восточноевропейскими странами, оказывает значительное влияние на безопасность, стабильность и процветание всего континента;
3. Приветствует заявления согласия украинского правительства и политической оппозиции на стремление Украины к европейской интеграции и ее долгосрочные намерения стать членом ЕС; так же отмечает, что эта цель продолжает основываться на согласии всех заинтересованных сторон на украинской политической арене; призывает украинские власти создать общий форум для координации политической позиции Украины в отношении Европейского Союза, этот форум должен состоять из представителей, как правящей коалиции, так и оппозиции;
4. Отмечает, что хотя местные и региональные выборы 31 октября 2010 проводились технически правильно и в должном порядке, они не установили новый, позитивный уровень проведения выборов в Украине; так же подвергает критике изменение избирательного законодательство за несколько месяцев до проведения местных и региональных выборов, что оставило слишком мало времени для совершенствования законодательства и подготовки к проведению выборов честным, демократическим путем;
5. Осуждает то, что запросы на регистрацию от оппозиционных партий не были приняты избирательными комиссиями до представления списка Партии регионов, и что фактически, правящая партия получила первое место в списках примерно в 85% округов; отмечает, что из-за аномалий в избирательном законодательстве, которое не представило достаточных гарантий для защиты права конкуренции среди политических партий, некоторые партии, такие как «Батькивщина», не смогли зарегистрировать своих кандидатов в ряде районов для участия в выборах;
6. Выражает критику относительно того, что правила проведения выборов остаются постоянным предметом обсуждения; одобряет необходимость совершенствования избирательного законодательства и удовлетворенность работой,
проделанной в сотрудничестве с ЕС и ОБСЕ по разработке проекта нового избирательного кодекса; так же отмечает, что проект единого избирательного кодекса в настоящее время представлен на утверждение в Верховную Раду;
подчеркивает, что прозрачность избирательного процесса зависит от ясности правовой системы; призывает украинские власти обеспечить, чтобы все изменения избирательного законодательства были сделаны своевременно, задолго до парламентских выборов 2012 года;
7. Выражает обеспокоенность по поводу последних событий, которые могут подорвать свободу СМИ и плюрализм; призывает власти принять все необходимые меры для защиты этих важных признаков демократического общества, и воздержаться от любых попыток контролировать, прямо или косвенно, контент средств массовой информации; так же подчеркивает необходимость реформы законов, регулирующих сектор средств массовой
информации, и поэтому приветствует недавнее предложение создать общественное телевидение в Украине; также приветствует общественные заверения украинской власти, что нормативная база, необходимая для создания общественного вещания, будет создана к концу года; выражает сожаление по поводу того, что два независимых телевизионных канала, TVi и TV5, были лишены некоторых частот вещания; призывает власти обеспечить, чтобы судебные разбирательства не привели к избирательной отмене частот вещания, и рассматривать любые решения или предписания, которые могут привести к конфликту интересов;
8. Призывает украинское правительство привести законодательство о свободе средств массовой информации в соответствие со стандартами ОБСЕ; решительные действия в этой сфере улучшать позиции Украины как кандидатуры на председательство в ОБСЕ в 2013 году;
9. Призывает украинские власти тщательно расследовать исчезновение Василия Клементьева, главного редактора газеты, которая рассказывала о коррупции в
Харьковской области;
10. Подчеркивает необходимость укрепления надежности, стабильности, независимости и эффективности институтов, тем самым гарантируя демократию, верховенство закона и содействия процессу конституционной реформы на основе четкого разделения полномочий и эффективной системы «сдерживания и противовесов» между государственными институтами;
подчеркивает, что правовое сотрудничество с Европейской комиссией по демократии (Венецианская комиссия) имеет решающее значение в гарантировании, что разрабатываемые в настоящее время пакеты законодательных реформ, создаются в полном соответствии с европейскими стандартами и ценностями;
призывает все соответствующие заинтересованные политические стороны, включая правительство и оппозицию, принять участие в этом процессе, призывает украинские власти запрашивать заключение Венецианской комиссии относительно окончательных вариантов законопроектов;
11. Призывает все партии в Верховной Раде поддерживать и развивать систему эффективных «сдерживания и противовесов» относительно законной работы правительства;
12. Призывает власти расследовать в полной мере все сообщения о нарушениях прав и свобод, своевременно их исправить, и выявить роль СБУ во вмешательстве в демократический процесс;
13. Выделяет ключевую роль Украины в обеспечении энергетической безопасности Европейского Союза, подчеркивает важность активизации сотрудничества между Украиной и ЕС в вопросах энергетики; призывает Украину выполнять свои обязательства, указанные в совместной декларации международной инвестиционной конференции по модернизации газотранспортной системы Украины и Европейского Союза;
призывает к заключению дальнейших соглашений между Украиной и ЕС, направленных на обеспечение поставок энергоносителей для обеих сторон, в том числе налаживание надежной разносторонней системы транзита нефти и газа;
подчеркивает, что если Украина хочет иметь современную систему транзита газа, то ей потребуется сделать ее прозрачной, эффективной и качественной;
призывает Комиссию предоставить необходимую техническую помощь в целях улучшения энергетической эффективности электросетей Украины и усилить сотрудничество касательно реформы газового сектора, чтобы привести его в соответствие со стандартами ЕС;
14. Одобряет прогресс в переговорах о Совместном Соглашении Украины и ЕС, в частности, касательно вопросов зоны свободной торговли (ЗСТ);
отмечает, что завершение переговоров по соглашению зависит от способности и готовности украинской стороны приблизить свои законы и правила аналогичным законам и правилам Европейского Союза;
призывает Комиссию вести переговоры с Украиной в вопросах ЗСТ таким образом, чтобы не только открыть рынки ЕС и Украины для взаимовыгодного торговли, но и поддержать
модернизацию украинской экономики; также подчеркивает, что ЗСТ должна способствовать постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС, в том числе расширению четырех свобод в стране;
настоятельно призывает Комиссию и Украину добиться быстрого прогресса в этой области, на основе достижений Украины как члена ВТО;
настоятельно призывает обе стороны сделать все необходимое для достижения окончательного соглашения в первой половине следующего года;
15. Призывает украинские власти активизировать усилия по борьбе с коррупцией и в этой связи ожидает, что позитивные политические заявления будут сопровождаться решительным действиям в борьбе с коррупцией на всех уровнях и на основе политической беспристрастности;
призывает к созданию применению равных правил ведения бизнеса как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; в связи с этим подвергает критике чрезмерное участия крупного бизнеса в политической жизни страны;
16. Настоятельно рекомендует украинскому парламенту принять законопроект «О доступе к публичной информации» в соответствии с европейскими и международными стандартами;
17. Приветствует план действий по либерализации визового режима для Украины, согласованный на 14-м Саммите Украина-ЕС, который состоялся 22 ноября 2010 года; рассматривает этот план действий, как практический инструмент для достижения необходимых реформ в соответствующих областях;
указывает на то, что консолидация правовой системы и соблюдение основных свобод будет иметь решающее значение для достижения необходимых показателей для либерализации визового режима; призывает Комиссию, помочь украинским властям в продвижении либерализации визового режима;
18. Настоятельно призывает государства-члены отменить плату за национальную и шенгенскую визу для украинских граждан;
19. Просит Комиссию поработать с государствами-членами и Украиной в вопросах подготовки и реализации необходимых мер для упрощения пересечения границы в связи с проведением чемпионата Европы по футболу в 2012 году, это нововведение будет использовано, в качестве испытательного срока перед окончательным принятием безвизового режима;
20. Приветствует активную поддержку Украины в «Восточном партнерстве» и Парламентской Ассамблеи Евонест; настоятельно призывает Совет и Комиссию к усилению дальнейшего сотрудничества с Украиной относительно того, что происходит в прилегающих территориях, в частности разработки стратегии касательно черноморского региона;
21. Подчеркивает важность усиления сотрудничества в области молодежных и студенческих обменов и развития образовательных программ, которые позволят украинцам ознакомиться с Европейским союзом и его государствами-членами; считает, что программа по обмену среди высших учебных заведений «Эрасмус» должна быть доступна студентам из шести стран «Восточного партнерства»;
22. Поручает своему Председателю направить данную резолюцию в Совет, Комиссию, правительствам государств-членов, президенту, правительству и парламенту Украины, а так же Парламентской ассамблее Совета Европы и ОБСЕ.