Евгений Гришковец – о непонимании и любви к Родине в новом моноспектакле «+1»
Тысячи плюс один. Зрительный зал театра Шевченко плюс автор и исполнитель своих пьес Евгений Гришковец. Его новый спектакль так и называется – «+1». Любимец публики вновь на сцене с премьерой моноспектакля – первого за восемь лет.
Евгений Гришковец: «Это было очень страшно, потому что я опасался, что ничего не получится. Очень легко было уходить из театра в литературу, а из литературы в театр приходить очень трудно».
«Меня никто не знает». С этих слов начинается представление. Но это не кокетство.
Евгений Гришковец: «Никто не знает меня, каким бы я хотел бы, чтоб меня знали. Какой я там внутри, сам с собой, какой там».
«+1» – об одиночестве, непонимании, желании, а иногда и нежелании быть услышанным. Как всегда у Гришковца, в спектакле много воспоминаний о детстве, случаи из жизни, просто размышления.
Евгений Гришковец: «Удовольствие получается, а счастья нету. А в какой-то другой ситуации, вот, когда все плохо, может случиться такое счастье. И оно прямо в тебе не помещается…».
А еще Евгений Гришковец не боится признаться, что любит Родину. Правда, для этого отправляет своего героя на Марс.
Евгений Гришковец: «И в эту самую минуту свой первый шаг на Красную планету готовится сделать наш космонавт».
Только на расстоянии от Родины, с российским триколором в руке, он может легко и искренне сказать:
Евгений Гришковец: «Родина, я люблю тебя. Я люблю тебя, Родина. И здесь, на Марсе, меня никто не сможет обвинить в квасном патриотизме, каком-то нелепом дремучем чувстве или пошлой лояльности власти».
Евгений Гришковец: «Не потому, что я такой сумасшедший патриот или очень люблю наш российский флаг. Было важно, в каких условиях русский, украинский, грузинский, казахский человек может сказать о любви к Родине, держа государственный флаг в руках».
«+1» должен был выйти осенью, но случилось так, что спектакль родился раньше, говорит Гришковец. На осень он теперь планирует выпуск аудио-книги «Река», иллюстрированного «Одновременно» и документального фильма.
В конце года Евгений Гришковец обещает приехать в Харьков – в последний раз показать свой первый спектакль «Как я съел собаку».
Перед спектаклем Евгений Гришковец рассказал о новом проекте, который должен выйти осенью, о своем лирическом герое и о том, что для автора «+1» рай.
О документальном фильме.
– Это будет, по-моему, весьма уникальный проект. Первый раз сейчас буду об этом говорить, пока еще никому, это эксклюзивное заявление. Мы делаем документальный сериал, который будет называться «Без сценария». Практически весь сезон в разных местах меня сопровождала камера: в машине, когда я ехал из Челябинска в Тюмень, в гостинице, в ресторане после спектакля, в гримерной, за кулисами. И когда-то я говорил на камеру, когда-то я уже к ней привык и не замечал, и просто шли какие-то разговоры. Даже когда крепко выпивали с друзьями, камера присутствовала. Он будет смонтирован такими 10-ти-, 12-ти-, 15-минутными сериями и будет выкладываться в Интернет как сериал. Когда он будет смонтирован, это будет очень длинный фильм, по 10 минут нарезанный, будет выходить как сериал. Такую интересную штуку мы придумали. Появится фильм в сентябре, пока он монтируется. Наверное, что-то подобное уже делалось, но точно это будет интересно, потому что там столько неожиданных событий, столько лиц, людей, городов, дорог, там сильно представлено время и изнанка профессии, какие-то совершенно неожиданные фразы, которые мне потом самому было интересно пересматривать. Такая штука, по-моему, неплохая идея.
О лирическом герое.
– Он повзрослел. Понимаете, он лучше знает людей, гораздо больше их знает, он испытывает меньше иллюзий. И если лирический герой «Как я съел собаку» не понимал, что такое жизнь, он имел о ней очень мало представления, то сегодняшний герой довольно много представлений имеет о жизни, но еще меньше понимает про жизнь. Спектакль «+1» начинается со слов «Меня никто не знает». Разумеется, десять лет назад Женя Гришковец, который приехал из Кемерово, вышел на сцену в Москве и сказал: «Меня никто не знает» – ну и слава Богу, ну и на здоровье. Проживя десять лет в состоянии известного человека, я могу сказать, что меня никто не знает. И дальше, собственно, весь спектакль является ничем иным как расшифровкой и объяснением, что я имел в виду, сказав такую фразу.
О рае.
– Конечно, я устаю от людей. Но я на время уединяюсь в Калининград, понимаю, что соскучился. Я никогда по этому поводу не ною. Многие этого очень хотят, но просто не знают, что это такое. Но дома вовсе не рай. Рай – это когда ты приезжаешь в какой-то город на три или четыре дня, и там все здорово, и ты знаешь, что здесь тебя никто не знает и ты отвалишь отсюда через три дня – вот это рай. А город, в котором ты живешь – там есть соседи, коммунальные проблемы, там есть какая-нибудь ерунда, какие-нибудь пьяные под окном, которые орут, пробки, есть школа, в которую ходят мои дети, там есть детский садик, куда ходит мой сын, там много всего. Какой это рай?