Электронные учебники. Второе поколение
Электронные «ридеры», которые полтора года назад в качестве эксперимента выдали десятиклассникам двух харьковских школ, выжили и используются следующим поколением школьников. Правда «контент» для электронных книг за это время так и остался на стадии «пол-учебника».
Пользователи №2
В этом году электронные учебники тестируют новые десятиклассники двух харьковских школ — 27-го лицея и 6-й гимназии. «Читалки» достались им от нынешних учеников 11-х классов. Первые хозяева получили «ридеры» в 2010 году от фирмы-производителя в качестве эксперимента.
Все 120 книг перешли следующим пользователям почти новыми. За год пользования у предшественников вышел из строя только один учебник — экран «потёк». Причиной поломки могло стать механическое повреждение — толкнули в транспорте или сумка с книгой упала, объясняет главный специалист общего отдела Департамента образования Харьковского горсовета Оксана Дегтярёва. Неисправный электронный учебник фирма-производитель сразу заменила новым.
Чтобы сохранить электронные учебники как можно дольше, дети носят их в заводской упаковке или придумывают для «ридеров» специальные футляры, например, используют коробку от телефона или чехол от блокнота.
Далила Мескини, ученица гимназии №6: «Если нам их (электронные учебники — ред.) выдавали с коробками, то мы их носили с коробками. Но некоторым, если не выдавали, то мы уже сами пытались фантазировать и находить что-то, в чём бы мы их носили. Потому что жалко же такие учебники просто в сумках носить».
У нынешних десятиклассников к «ридерам» те же претензии, что и у предшественников. Главная проблема — это необходимость частой подзарядки. Книга работает на 4 батарейках АА. Питания «читалке» хватает всего на 23 часа в активном режиме. Если же использовать книгу нечасто, то заряд держится максимум неделю, рассказывают школьники. К недостаткам «ридеров» пользователи относят и отсутствие Wi-Fi.
Физики и лирики
Электронные учебники для физико-математического лицея и гуманитарной гимназии выдали одинаковые, но используют лицеисты и гимназисты «читалки» по-разному.
Катерина Квитка, ученица гимназии №6: «Удобнее всего (читать — ред.) на самом деле книжки по литературе — или зарубежной, или английской, или украинской. Обычно это очень толстые тома, которые в сумке неудобно носить. А так их можно взять и домой, и в школу, и если на отдых куда-то ехать».
На обычное занятие по русской литературе учитель приносит десять книг. У школьников вся библиотека помещается в одной, электронной книге.
Спасают «ридеры» и на уроках английского языка. В школьной библиотеке художественных книг на языке оригинала всего один-два экземпляра, а покупать — дорого. Кроме того, гимназисты закачивают в «читалки» словари.
Появление электронных учебников заставило преподавателей адаптировать уроки к «достижениям прогресса»: появились отдельные задания с использованием «ридеров», а кроме того, школьникам разрешают пользоваться мобильными телефонами для поиска в Интернете необходимых материалов прямо на занятиях.
Изучать языки с «ридерами» было бы проще, если бы в них можно было прослушивать аудиофайлы, говорят учителя обеих школ.
Светлана Лютова, учитель английского языка лицея №27: «Вообще, это было бы замечательно в работе над произношением, аудирование когда мы слушаем. Мы только пользуемся магнитофоном. В электронной книге сейчас прослушать ничего невозможно (эта функция в «ридерах» заблокирована — ред.). Вот это единственный, наверное, минус».
Ученики физико-математического лицея в свои «ридеры» закачивают, в основном, задачники, а не учебники. В профильных учебниках много рисунков, таблиц, диаграмм, формул и графиков: для того, чтобы увеличить изображение, нужно открывать его на новой странице, а потом приходится возвращаться обратно — это очень неудобно, рассказывают лицеисты.
Илья Гельфгат, учитель физики лицея №27: «Иногда удобнее иметь бумажную таблицу под рукой, есть таблицы на стенах в классе. В одних учебниках лучше одна часть, в других другая, они дополняют друг друга. Но не все учебные материалы есть в электронном виде. Хорошо, когда я могу свои загрузить».
Среди учебных пособий в «ридерах» учеников физико-математического лицея сегодня есть и задачник по физике Ильи Гельфгата — преподаватель лицея сам предложил школьникам закачать в читалку книгу, которую написал.
«Начинка» для электронных книг
Спустя полтора года после начала эксперимента по замене «бумажных» книг на «ридер» лицеисты и гимназисты так и не смогли закачать в «читалки» полные версии большей части учебников.
На сайте Института инновационных технологий и содержания образования Минобраза все книги для школьников до сих пор доступны только частично.
Так, электронная версия одного из учебников по алгебре «обрывается» на 111 странице, учебники по географии — на 140-150 страницах. Есть на сайте учебники, в которых доступно только 30 страниц. Лишь четыре учебника — по химии, основам дизайна, физике и биологии — есть в полной версии.
В школьных библиотеках есть бумажные учебники. Отсканировать и закачать их в «ридеры» физически возможно, но тогда, говорят библиотекари, школа нарушит авторские права.
Главное управление образования и науки Харьковской обладминистрации в начале 2011-2012 учебного года обращалось в Минобраз с просьбой предоставить полные версии учебников в электронном виде, рассказывает главный специалист общего отдела Департамента образования Оксана Дегтярёва, но ответ из министерства пока не пришёл.