Электронное правительство: ожидания и реальность
«Я не видела чиновника в Эстонии не знаю сколько лет. Он мне не нужен», — на Антикоррупционом форуме в Харькове говорила эксперт по вопросам электронного правительства Яника Мерило. «Я могу любой документ подписать за 30 секунд через «Личный кабинет». Я могу проголосовать на выборах через мобильный телефон или ID-карточку. За три минуты. Это реальность». Почему внедрение e-government — непростая задача для Украины и готовы ли к этому в Харькове?
Сделать работу государственных структур более открытой и доступной украинские власти обещают не один год. В 2015 году Кабмин заявил о планах повсеместного внедрения системы электронного правительства к 2017 году. Среди первоочередных задач — отказ от бумажного документооборота, введение электронных услуг, электронные закупки. Кое-что из этого мы можем увидеть на практике. Но остаются нюансы. Попытаемся разобраться, что всё это значит и как работает.
Возможности
Если говорить не по-научному, под «электронным правительством» (e-government) подразумевают всё, что способно с одной стороны сделать работу государственных структур более эффективной и открытой, с другой — облегчить взаимодействие государства и общества.
При этом электронное правительство следует рассматривать также и в глубине самой государственной системы: e-government распространяется на разные ветви власти (исполнительная, законодательная, судебная) и на разные её уровни (центральный, региональный, местный).
Выделяют несколько составляющих взаимодействия электронного правительства:
- G2C — government-to-citizen — между государственными органами и гражданами;
- G2B — government-to-business — между государством и частными компаниями;
- G2E — government-to-employee — между государственными организациями и госслужащими;
- G2G — government-to-government — между государственными органами и уровнями государственного управления.
Марцин Сакович из Варшавской школы экономики в одной из публикаций говорит о четырёх сферах проявления электронного правления: электронные услуги (e-services), электронное управление (e-management), электронная демократия (e-democracy) и электронная коммерция (e-commerce).
Освобождение от «бумажного плена» предусматривает переход к электронному делопроизводству, открытие баз данных, внедрение электронных подписей, широкий перечень админуслуг, которые можно будет получить онлайн. Это значит, что исчезнут очереди и возможностей для коррупции станет меньше.
Применение
Многолетним лидером в мировом рейтинге внедрения электронного правительства является Южная Корея. Свыше трёхсот государственных структур Сеула предоставляют услуги в режиме онлайн. Успеха в Корее добивались поэтапно. Сначала создали возможность для электронной регистрации автомобилей, продажи и покупки недвижимости, затем наладили электронные госзакупки и сформировали платформу для поддержания диалога с жителями.
«До того, как мы начали претварять этот проект в жизнь, существовало очень много — более 200 всевозможных сайтов, как государственных, так и негосударственных. Мы сократили их количество до десятка и, таким образом, полностью переформировали взаимодействие между администрацией города и его жителями», — объясняет директор бюро планирования информации мэрии Сеула Джонг Джеон Ким в сюжете «Электронное правительство в Корее», подготовленном Московским городским университетом управления.
Кроме Кореи, в десятке стран, где электронное правительство наиболее развито (рейтинг The United Nations E-Government Survey 2014), — Австралия, Сингапур, Франция, Нидерланды, Япония, США, Великобритания, Новая Зеландия и Финляндия.
Эстония, опытом которой делится Яника Мерило, — тоже в лидерах, и занимает 15 место. Государство с населением (по данным на 2015 год) 1 313 271 человек потратило на электронизацию больше десяти лет. Власти начали с внедрения электронного документооборота в госучреждениях, затем создали идентификационные карточки и электронные подписи, получение бесконтактных админуслуг стало реальностью.
В рейтинге 2014 года Украина — на 87-й позиции из 193.
«Электронное правительство» в Украине
В июне 2015 года IT-волонтеры при поддержке властей запустили портал электронных административных услуг — igov.org.ua. С его помощью, в некоторых областях одни услуги уже можно получить не выходя из дома (например, оформить субсидию), а другие — с предварительным заполнением формы и оплатой через Интернет. Пока основная часть работы с iGov — это возможность сделать электронную заявку на получение госуслуги. В январском интервью Ain.ua идейный вдохновитель iGov Дмитрий Дубилет рассказал, что портал посещает до 10 000 человек в день.
Харьковская область официально присоединилась к iGov 25 января. На сайте говорится, что сейчас жителям некоторых городов и районов доступны 55 услуг в режиме онлайн (правда, пока из заявленных услуг работают не всё). Ещё шесть появятся «очень скоро».
Ещё одна история — работа системы электронных закупок ProZorro. Официальная презентация проекта в Украине состоялась в феврале 2015-го. Цель — избавление от коррупции с помощью прозрачной системы взаимодействия заказчика товаров и услуг с их поставщиком. В прошлом году с помощью ProZorro власти могли совершать закупки, сумма которых не превышала 200 тысяч гривен и по которым не нужен тендер. Ожидается, что в этом году электронизируются и закупки стоимостью свыше 200 тысяч гривен.
«Система закупок выглядит следующим образом: заказчик регистрируется на сайте электронной торговой площадки и размещает объявление о закупке с её параметрами и техническим заданием. Участники, имеющие намерение продать товар, регистрируют свои заявки с указанием его стоимости, при этом доступа к другим заявкам у них не будет. Заказчик изучает все заявки и выбирает победителя, предложившего наименьшую цену. После этого все заявки попадают в публичный доступ, и каждый желающий может их сравнить», — говорится на сайте Харьковского горсовета, который уже работает с ProZorro.
С января 2016-го «прозрачные закупки» совершают и в районах Харьковской области, утверждают в Харьковской облгосадминистрации.
«С начала года системой электронных закупок уже воспользовались два коммунальных предприятия: Областная детская клиническая больница и Люботинская специализированная школа-интернат І-ІІІ степеней «Дивосвіт», — сообщала в январе вице-губернатор Юлия Светличная.
По её словам, благодаря ProZorro в бюджете сэкономили более 55 тысяч гривен.
Одна из целей «электронного правительства» — отказ от бумажного документооборота: невозможно обеспечить полноценное предоставление электронных услуг, если обмен документами внутри системы идёт по старинке. По данным муниципально-общественного центра электронного управления, который проводил исследования в 100 крупнейших городах страны, оцифрованным документооборотом пользуются 47 администраций.
В Харьковском горсовете электронный документооборот работает с 2006 года, а на областном уровне (пока — в тестовом режиме) внедряется проект «Документариум», как утверждают представители ХОГА, разработанный за внебюджетные деньги.
Александр Лукашов, заместитель директора Департамента экономики и международных отношений Харьковской облгосадминистрации, рассказал «МедиаПорту», что в течение этого года «Документариум» распостранится на уровень органов местного самоуправления: «Такая программа будет установлена на каждом компьютере. Мы уходим от бумаги практически полностью (она остаётся только во входящих документах). У всех сотрудников областной администрации будет своя цифровая подпись. Мы увидим, кто из сотрудников и когда занимался тем или иным документом».
Уровень развития электронного правительства разнится в зависимости от города и области. В сентябре прошлого года (по рейтингу ЛІГАБізнесІнформ и ассоциации ICT) лучшими стали Львов, Днепропетровск, Луцк, Киев, Николаев и Херсон. В то же время, по словам исполнительного директора Ассоциации органов местного самоуправления «Города электронного управления Украины» Олега Левченко, сайт Харьковского горсовета признан самым удобным в Украине.
«Общество созревает»
Городские власти разрабатывают стратегию электронного города. Их воплощением в жизнь занимаются представители коммунального предприятия «Городской информационный центр». С 2002 года его специалисты внедряют проекты «оптимизации деятельности органов территориальной громады».
Директор коммунального предприятия Александр Попов рассказал «МедиаПорту», что при внедрении цифровых сервисов есть много нюансов, общих для всей страны: «Важно понимать, что людей, которые пользуются электронными сервисами, несколько процентов. Пока доверие к ним на порядок ниже, чем к обычной бумаге. Общество созревает, и под него должны созревать инструменты».
По его мнению, говорить о полноценном предоставлении бесконтактных админуслуг пока рано.
«Проблема всех наших справок, во-первых, в отсутствии у организации, которая обрабатывает информацию, электронных баз данных. Существуют только журналы. Пока это не автоматизировано. Во-вторых, возникают трудности с идентификацией личности. Можно оформить цифровую подпись, но всё равно нужно обучать сотрудников читать этот цифровой ключ, — объясняет Александр Попов. — Сайт «Электронное самоуправление в Харькове» создан, в первую очередь, в информационных целях и для того, чтобы понять нужды харьковчан. Отзывов пока очень мало. Есть предложение по поводу приложения о движении транспорта. Всё остальное было ни о чём».
Но уже сейчас в Харькове работает немало сервисов. Например, на сайте Харьковской городской диспетчерской службы «1562» можно получить информацию о том, что происходит в жилищно-коммунальном хозяйстве города (ремонтных работах, авариях, графике отключения воды и т.д.).
Если харьковчанин заведёт на сайте «Личный кабинет», где укажет место жительства, система будет сообщать ему важную информацию о работах в доме не только по телефону, но и в Интернет-режиме: о запланированных ремонтных работах уведомляет рассылка.
Чтобы сообщить о поломке, горожанин подаёт заявку через «Личный кабинет» на сайте. Специалисты, по словам Попова, обрабатывают её и передают исполнителю (соответствующему коммунальному предприятию). Параллельно заявка попадает в Контрольно-аналитический отдел (КАО) горсовета. Следующий шаг — выезд специалиста, который устраняет проблему.
Коммунальная служба должна сообщить в КАО о выполнении заявки. Из Контрольно-аналитического отдела жителю должны позвонить и проверить, действительно ли устранена проблема. Если да, то заявку закрывают, если нет — повторно отправляют нужной службе.
У горсовета есть карта учёта разрытий, где собраны данные о причинах, типах разрытия, дате начала работ.
В разработке — карта, которая позволит в режиме реального времени отслеживать движение наземного общественного транспорта. Её обещают обнародовать в ближайшее время. Понадобится ещё не меньше месяца, предполагает Александр Попов.
Ещё один любопытный проект (пока пилотный) КП «ГИЦ» развернул на базе Харьковской городской поликлиники №8. Чтобы записаться к врачу, пациенту не обязательно приходить в регистратуру и вносить фамилию в пожелтевший от времени журнал.
«Можно позвонить в контакт-центр поликлиники: у операторов есть электронное расписание врачей, поэтому можно выбрать удобное время, говорит Александр Попов. — Второй способ — как с «1562»: запись на приём через сайт поликлиники. Пациенты, которые воспользовались таким режимом, чаще всего возвращаются к нему снова. Мы будем развивать эту систему и дальше: появится обратная связь. Например, врач сможет сообщить об отмене консультации».
Самым главным из реализованных проектов Александр Попов считает систему градостроительного кадастра, которая содержит информацию обо всех зданиях, сооружениях и земельных участках Харькова. Пока эти данные доступны только для подразделений горсовета, но, согласно постановлению Кабинета Министров, часть будет опубликована. Харьковчане узнают стоимость каждого земельного участка (сумма рассчитывается исходя из таких показателей, как расположение относительно центра города, транспортная доступность, экология, подтопление и т.д.).
Сейчас «Городской информационный центр» работает с открытыми данными: до 1 апреля все органы власти должны опубликовать информацию о бюджете, заключаемых договорах, помещениях и участках на продажу.
К тому же, с 4 апреля начнёт работу «Реестр жителей города Харькова».
«Раньше услугами регистрации, справками о составе семьи занималась Миграционная служба. Сейчас эту функцию передают городам. С апреля этим будут заниматься работники Центров оказания административной помощи», — объясняет Александр Попов.
Рассчитывать на скорое введение «карты харьковчанина» пока не стоит — без считывающих информацию электронных сервисов в транспорте, аптеке, она так и останется пластиковым вариантом обычного удостоверения.
Кроме того, без соответствующей законодательной базы и технического оснащения даже новый паспорт в виде ID-карты — не более чем красивый кусок пластика. Как и отмечал Александр Попов, ещё не упорядочен вопрос электронной идентификации личности: законопроект об электронных доверительных услугах (№2544а) пока ждёт своего рассмотрения. Если его примут, то украинцы смогут идентифицировать себя не только с помощью электронно-цифровой подписи и клиентской системы банков, но и мобильных операторов (Mobile ID).
«Имея абсолютно обычный мобильный телефон, не обязательно, чтобы это был смартфон, для того, чтобы создать пространство доверия и внедрить безопасный механизм, пользователь меняет свою обычную SIM-карточку на карточку, которая позволяет накладывать и проверять электронную цифровую подпись… Она точно так же привязана к номеру мобильного, и когда человек заходит на сайт и нажимает кнопку «идентифицироваться с помощью Mobile ID», включаются определённые механизмы», — объяснял детали работы системы в интервью парламентскому телеканалу представитель ГП «Национальные информационные системы» Юрий Козлов.
Проблемным вопросом остаётся финансирование. В 2016 году на развитие электронного правительства государство выделило два миллиона гривен. По мнению Яники Мерило, этого не хватит даже для одной области, не говоря уже обо всей стране. В той же Эстонии на поддержку цифровой системы правительства ежегодно выделяют около 50 миллионов евро, а в Казахстане за 10 лет реализации проекта потратили около миллиарда долларов.
Тем не менее, по наблюдениям Олега Левченко, на местном уровне заметен прогресс: «Потому что они (местные власти — ред.) понимают, что это часть их будущего предвыборного шага. Чем больше они покажут информации, чем они смогут больше оперировать этими возможностями, тем проще будет объяснить, что они делали всю каденцию».
Иллюстрация на главной: John Holcroft