Экзамен на профпригодность для машинистов метрополитена: проверка знаний или расправа с неугодными
Шестерых машинистов метрополитена руководство отстранило от вождения поездов в подземке и отправило их «на хозяйственные работы». Смена профиля временная, объясняет начальник метро Сергей Мусеев, на две недели: машинисты не сдали экзамен – им нужно время на переподготовку, а пока доверить им возить пассажиров администрация подземки не может. По версии самих машинистов – дело не в их профессионализме, а в трудовом конфликте с начальством, из-за которого другим машинистам теперь приходиться больше работать.
Сергей Крючков, машинист: «Теперь мне на работу на 16.50, в ночь. Я еще буду до 00.50 работать. Да, буду возить пассажиров! (со стороны машинист комментирует «Будет возить, а полдня работал!»)»
Юрий Сердюк, машинист: «При острой нехватке машинистов сейчас… 6 человек – на хозработах, 2 – будут в понедельник отстранены, потому что так же откажутся сдавать экзамены. А те машинисты, которые работают на линии, работают с переработками на фоне усталости, на фоне нервного напряжения».
К машинистам в метро – особые требования, объясняет начальник подземки: экзамены на профпригодность здесь – необходимость, и проходят они регулярно. Если кто-то не прошел проверку – ему назначают повторное испытание. Но на это время от работы с пассажирами отстраняют. Если машинист повторно не подтвердит знания – его не уволят, подчеркивает Мусеев, но – предложат другую работу.
Сергей Мусеев, начальник Харьковского метрополитена: «Я могу провести аналогию с ГАИ. Человек ехал в нетрезвом состоянии. Раз – забирают и вообще лишают удостоверения водительского. Есть грубейшее нарушение – отбирают водительское удостоверение и заставляют пересдавать экзамен. Вы знаете такую процедуру? Точно так, только в 10 раз сложнее и ответственнее в метрополитене. Потому что водитель автомобиля сам себе волен, отвечает за свою судьбу, а машинист отвечает за тысячи людей».
Проверки знаний должны быть, считают машинисты. Не нравится им только, что экзамены – возможность для начальства расправиться с неугодными. Придраться можно к любому, а это – повод лишить премии, отправить на хозработы, в конце концов – уволить.
В Московском депо подозревают, что в понедельник отстраненных от работы станет больше – это день очередного экзамена. Машинисты считают, что трудовой спор вполне может перерасти в судебный.