Web Analytics
«Экономические известия»: бюджет-2010 увеличит налоговое давление | MediaPort

Сегодня Кабмин рассмотрит основные параметры госбюджета-2010. Проект бюджета Николая Азарова по сути будет модернизированным вариантом проекта бюджета Юлии Тимошенко образца сентября прошлого года.

Об этом пишет издание «Экономические известия», в распоряжение которого попал проект этого документа. Приводим анализ проекта бюджета-2010.

Обновляя проект бюджета на этот год, Николай Азаров ориентировался на более реалистичные, чем в предыдущем документе, макропоказатели. В частности, рост ВВП ожидается на уровне 3,7%, а инфляция — 12,2%. Дефицит госбюджета-2010 запланирован на уровне 65 млрд. грн., или 6,4% от ВВП — предельно допустимый для МВФ процент.

Расходы уменьшат

В результате сводный бюджет уменьшится на 24,8 млрд. грн. Больше всего пострадают капитальные затраты, урезанные в проекте почти до нуля. В частности, специальный фонд местных бюджетов, за счет которого финансировались расходы на благоустройство, планируют сократить на 10 млрд. грн. Параллельно господин Азаров намерен реализовать предвыборный закон о повышении социальных стандартов, который предусматривает повышение пенсий и зарплат бюджетникам в среднем на 100 грн. в течение года, что обойдется бюджету примерно в 15 млрд. грн.

Фактически, с точки зрения расходов, правительство собирается законсервировать ситуацию первого квартала, когда все бюджетные доходы шли на социальные расходы и коммунальные издержки, а все капитальные проекты были заморожены. При этом правительство пытается погасить «долги» Юлии Тимошенко, накопленные во время ее правления, как в виде задолженности по НДС (25 млрд. грн.), так и в виде остатков непогашенной задолженности Пенсионного фонда на покрытие кассового разрыва (25,6 млрд. грн.) и кредиторской задолженности бюджетных организаций.

Заграница поможет

Все эти долги будут погашены за счет кредитов МВФ и новых выпусков облигаций внешнего государственного займа. Сейчас правительство ведет переговоры с миссией о том, чтобы увеличить размер очередного транша вдвое. Если переговоры увенчаются успехом, то правительство планирует получить $6 млрд., если же нет — около $3 млрд. Деньги МВФ, судя по всему, попадут в бюджет не напрямую, а через НБУ, который будет выкупать долги правительства. Всего планируется эмитировать облигации на сумму 64,7 млрд. грн., из которых 30 млрд. грн. пойдут на капитализацию банков. От выпуска облигаций внешнего займа планируется привлечь $1,3 млрд. Внешний долг также будет увеличен за счет кредита Всемирного банка ($500 млн.) и других международных финансовых организаций ($386,1 млн.).

Еще одним источником погашения дефицита будет приватизация, которая должна обеспечить поступление 10-25 млрд. грн. В 2010 г. Фонд госимущества собирается продать Одесский припортовый завод, «Укртелеком» и пакеты акций облэнерго.

Кто заплатит больше

Параллельно Кабмин планирует увеличить собираемость налогов почти на 45%. В частности, 4,5 млрд. грн. планируют получить за счет отмены льгот по налогу на прибыль для банков (2,5 млрд. грн.) и запрета переносить на будущее убытки прошлых периодов (2 млрд. грн.). Еще 1,4 млрд. Кабмин рассчитывает получить за счет увеличения рентной платы за добычу нефти. В восемь раз будет повышен сбор за пользование радиочастотным ресурсом (плюс 1 млрд. грн.). Повышение ставки налога на рекламу с 0,5% до 2,5% с параллельной отменой льгот позволит дополнительно привлечь 200 млн. грн. Четырехкратное увеличение сбора за специальное водопользование даст еще 100 млн. грн. Введение налога на роскошь (дорогие авто, коньяки, сигары и т.д.) принесет всего лишь 85 млн. грн.

Однако основной резерв повышения налоговых доходов правительство видит в детенизации зарплат. За счет борьбы с зарплатами «в конвертах» Минфин планирует привлечь в бюджет дополнительно 10,25 млрд. грн. Проектом предусмотрено установление размера индикативной заработной платы для отдельных секторов экономики (для учета при начислении и уплаты налога на доходы физлиц и взносов в соцфонды).

Эксперты осторожно отнеслись к такой инициативе. «Детенизация зарплаты должна происходить. Другой вопрос, как будут определять условную минимальную заработную плату. Ведь ее размер часто зависит не только от отрасли. Сумма расчета отраслевой величины должна производиться с учетом регионального фактора»,— говорит заместитель главы Совета предпринимателей при Кабмине Татьяна Зацерковная.

При этом в планах правительства — отменить мораторий на проверки, установленный Кабмином Юлии Тимошенко с целью «учета граждан, с которыми должным образом не оформлены трудовые отношения». Иными словами, после принятия госбюджета в действующем виде по всем предприятиям пройдутся налоговые инспектора, которые будут настоятельно рекомендовать повысить зарплаты до установленного правительством уровня и параллельно будут выискивать работников без оформленных трудовых книжек.

Еще планируется повысить акциз на коньяк (с 14 грн. до 34 грн. за 1 л спирта), что должно принести в бюджет дополнительные 200 млн. грн. Эта идея принадлежит замминистра финансов Татьяне Ефименко, убежденной в том, что уровень акцизов на любую алкогольную продукцию должен дойти до европейского.

Производители, естественно, против. «Это нелогично, учитывая, что в начале этого года Рада снизила ставку акциза с 20 грн. до 14 грн., аргументируя свое решение сложностями в работе коньячной отрасли. Производители снизили объемы производства и утратили позиции на рынке. Рада им помогла и понизила акциз. Если же в этом году он будет повышен, коньяк существенно подорожает и будет не востребован. Автоматически исчезнет возможность развивать виноградарство и модернизировать производственные мощности», – заявил изданию вице-президент Торгово-промышленной конфедерации Владимир Сокерчак.

Еще 500 млн. грн. Кабмин намерен привлечь в госбюджет за счет усиления контроля за движением товарно-материальных ценностей, в том числе импортированных физическими лицами, что будет обеспечено путем введения единой унифицированной номерной накладной и «адекватной ответственности субъектов хозяйствования при ее отсутствии». Таким образом, очевидно, Николай Азаров затеял борьбу с челноками и покупками товаров через зарубежные интернет-магазины.

Насколько эффективными окажутся меры правительства по увеличению доходов бюджета, покажет время, однако уже сейчас можно ожидать повышения цен на целый ряд товаров — от минеральной воды до услуг мобильной связи — и массовый всплеск безработицы. Работодателям будет легче уволить часть сотрудников, чем платить им зарплату в размерах, рекомендованных правительством.

Чего нет в проекте

Минфин осознанно или по незнанию не предпринимает никаких действий для того, чтобы заставить платить налоги настоящих минизаторов. В частности, в проекте бюджета ничего не сказано о необходимости изменения механизма администрирования акцизов на нефтепродукты. Действующий механизм был введен еще в начале 90-х гг. и из-за своей архаичности позволяет торговцам бензином не платить акциз приблизительно с каждого второго литра. Также в проекте ничего не сказано о необходимости повышения рентных платежей на добычу металлургического сырья. Текущие размеры были установлены чуть ли не десять лет назад и фактически из-за инфляции сейчас в пять-семь раз меньше, чем в конце 90-х гг.

В проекте ни слова не сказано о возобновлении деятельности игорного бизнеса, которая летом прошлого года была приостановлена Верховной Радой и которую оппозиция Юлии Тимошенко намеревалась возобновить через принятие отдельного закона. По словам вице-президента Ассоциации игорного бизнеса Григория Трипульского, заморозка этого вопроса приводит к ежегодной потере около 1,5 млрд. грн. поступлений в бюджет.

Правда, в качестве компенсации Кабмин предлагает дополнительный ресурс в размере 150 млн. грн. от деятельности государственной лотереи. В Украине может появиться лотерея Евро-2012, деятельность которой будет, впрочем, обеспечена действующими операторами лотерей. Их реквизиты подробно указываются в докладной записке Минфина: ООО «М.С.Л.», «Предприятие со 100% иностранными инвестициями «Украинская национальная лотерея» и ЗАО «Патриот». Распределение доходов следующее: 50% — призовой фонд, 35% — специальный фонд бюджета, 15% — оператору.

Возобновление льгот по СЭЗ и ТПР (о таких планах заявлял вице-премьер Владимир Семиноженко – МП) в проекте также не предусмотрено. Нет там и налоговых каникул для малого и среднего бизнеса. В проекте не отображены требования МВФ, в частности, увеличения сборов в Пенсионный фонд от повышения пенсионного возраста и уменьшение дефицита НАК «Нефтегаз Украины» за счет повышения цен на газ.
Впрочем, не исключено, что в бюджете появятся несколько комплиментов бизнесу. В частности, Минфин предлагает рассмотреть возможность отменить сбор с покупки-продажи безналичной валюты (цена вопроса — 1,3 млрд. грн.) и ввести два норматива уплаты дивидендов госпредприятиями: 30% — для монополистов и 15% — для всех остальных.