Экология плюс политика. В ожидании глобального потепления
В галерее «Академия» открылась выставка экологической карикатуры на тему климатических изменений «Плюс 1°С». В работах зарубежных художников в поисках ответа на вопрос «Кто виноват?» досталось и чиновникам, и сверхдержавам, и крупным корпорациям.
По инициативе Шведского института проект «Facing the Climate» путешествует по миру, и в каждой из стран дополняется работами местных карикатуристов. В 2011 году выставка прибыла в Украину, побывала в Донецке, Днепропетровске, Киеве, Николаеве и Полтаве. Завершается тур в Харькове, где партнёрами проекта выступили Харьковская государственная академия дизайна и искусств и общественная организация «Зелёный фронт».
На открытии выставки от преподавателей академии дизайна и искусств можно было услышать, что у них не готовят на карикатуристов — потому что способности к работе в этом жанре либо есть, либо нет. И в самой карикатуре заложена «неправильность», отклонение от норм, здесь нужен особый талант — обнаружить главные особенности персонажа, подчеркнуть их и даже преувеличить.
Возможно, чтобы компенсировать особенности местной образовательной программы, на следующий день после открытия выставки одна из её участниц, шведская художница Гелена Линдгольм, провела в академии лекцию и мастер-класс по «экологически ответственной карикатуре».
В наших реалиях слово «ответственная», пусть даже экологически, по отношению к карикатуре кажется лишним. У нас карикатура — это цирк, баловство, часто не находящее, да и не особо ищущее адресата. И даже фраза «глобальное потепление» стала универсальной хохмой, которой реагируют и на внезапно ударившие морозы, и на +38 за окном в течение двух летних месяцев.
Один из участников выставки — харьковский художник Михаил Палаев замечает некоторые различия в понимании экологической темы: «Шведские художники воспринимают эту проблему именно с политической точки зрения. Наши художники больше проецируют этот вопрос на какие-то бытовые, единичные моменты. Если шведский художник подает карикатуру через политического деятеля, через взаимоотношения между странами, то наш художник больше пытается показать свой быт и отношение его конкретного быта — одной семьи, одного дома — к экологической обстановке».
Шведская художница Гелена Линдгольм рассказывает, что, помимо карикатур на экологическую тематику, рисует шаржи на своих коллег на различных конференциях, иллюстрирует детские книги, делает карикатуры на действующих шведских политиков.
Однажды ей даже довелось сидеть на презентации новой помады от одной из известных косметических фирм и рисовать карикатуры, собственно, этой помадой — в конце презентации рисунки были разыграны среди посетителей как призы.
Отдельный жанр — иллюстрации судебных заседаний. В Швеции запрещено фотографировать в суде, поэтому рисунки, сделанные в зале заседания Геленой Линдгольм, как и многими другими художниками, регулярно появляются в СМИ.
Художница оперативно реагирует на общественно значимые события на страницах шведских газет. Говорит, что карикатурой, как правило, получается передать больше информации «о наболевшем», чем текстом, и сделать это быстрее — ровно за то время, пока читатель переворачивает страницу.
Гелена начала рисовать, когда ещё была ребёнком — вела дневник в картинках о жизни своей большой семьи. И, по её словам, довольно рано поняла, что именно в таком рисунке можно лучше всего показать, кто есть кто, выделить главные черты персонажа. В дальнейшем это пригодилось при изображении политических деятелей.
Одна из работ Гелены, представленных на харьковской выставке, недвусмысленно намекает на одного из виновников плачевной экологической ситуации. Название компании Гелена при этом не называет, только отмечает, что все наверняка узнали этого клоуна.
А в этой работе, как была поначалу уверена художница, показана роль Соединённых Штатов в загрязнении планеты. Когда же карикатура была представлена на выставке в Китае, оказалось, что местные жители восприняли рисунок как претензию в их адрес. Китайцы обиделись настолько, что закрыли выставку.
Так же, кстати, поступили и в Калининграде: там не понравилась карикатура на Путина. Художницу такая реакция удивляет: она вспомнила слова одного из шведских политиков, который сказал, что он не боится карикатур. Наоборот, ему страшно однажды не увидеть ни одного своего карикатурного изображения в газетах — это будет означать, что к нему потеряли интерес.