Единый проездной за 6-8 миллионов евро
Максим Мусеев рассказал о запланированной «транспортной революции». Деньги со всех коммунальных транспортных предприятий будут стекаться в «Харьковпасс».
Устройства GPS-навигации для харьковского транспорта закуплены за счёт городского бюджета, рассказал на заседании городской комиссии по вопросам транспорта и связи директор КП «Харьковпасс» Максим Мусеев. На некоторых маршрутах трамваев и троллейбусов датчики уже установлены, для большинства – ещё не прибыли в город. А в ближайшее время в Харьков должны привезти GPS-датчики, которые установят на автобусах и маршрутках тех частных перевозчиков, которые всё ещё не ввели это новшество. Через несколько месяцев, обещает Мусеев, «Харьковпасс» будет получать информацию в режиме«онлайн» от всего наземного общественного транспорта.
Максим Мусеев, директор КП «Харьковпасс»: «Система GPS-навигации – одна из составляющих, необходимых для внедрения единого проездного билета. А на систему единого проездного билета планируется привлекать инвестиции дополнительные, не за счёт городского бюджета. Стоимость проекта единого билета сегодня, в зависимости от различных технических устройств, от 6 до 8 миллионов евро».
В инвесторах, готовых вложить средства в харьковский транспорт, недостатка нет, говорит Мусеев. Единым проездным заинтересовались многие компании. Их цель – не столько прибыль, сколько имидж: ведь Харьков – первопроходец, и если проект удастся, за ним «потянутся» и другие города.
Максим Мусеев, директор КП «Харьковпасс»: «Очень многие компании, которые профессионально занимаются разработкой подобных систем на территории СНГ и в Европе заинтересованы в участии в этом проекте как имиджевом для себя. И отечественные, харьковские есть компании, и российские, и украинские… Вчера был форум «Умный город», и компании Microsoft, Systra, Alcatel-Lucent предлагают свои услуги в этом проекте в различных направлениях».
Сам билет будет сделан по «образу и подобию» бесконтактной карты, которая действует в харьковском метро. Для льготников карточки будут ещё и персонифицированными – с фотографиями и личными данными. Однако обеспечивать льготников билетами город не станет, говорит Мусеев – это компетенция государства. Сейчас этой задачей занято профильное министерство инфраструктуры (раньше оно называлось министерством транспорта и связи). В Харькове рассчитывают, что в ближайшее время будет разработана соответствующая программа.
Для тех, кому карточка не нужна – например, людей, которые ездят в общественном транспорте редко, или гостей города, – сохранят возможность единоразовой оплаты проезда. Технологию ещё не придумали. Возможно, говорит Мусеев, останутся обычные билеты, возможно, введут так называемые smart-жетоны. Продавать их, скорее всего, будут в обычных торговых киосках.
Максим Мусеев, директор КП «Харьковпасс»: «Возможность оплаты одноразового платежа предусматривает какие-то денежные средства, автоматы, инкассацию на 1400 точках по всему городу Харькову. Это значительные затраты. Пути решения могут быть следующие: на значительном количестве остановочных павильонов есть объекты коммерческой торговли, будь то киоски Tabacco… я имею в виду, табака различных сетей, пресса, так же это могут быть просто малые архитектурные формы розничной торговли. Сейчас ведутся переговоры с руководством этих сетевых компаний».
Когда система заработает, пояснил Мусеев, «Харьковпасс» выступит по отношению к другим коммунальным предприятиям в качестве заказчика, будет выдавать маршруты, графики и параметры движения транспорта. Поскольку все средства будут, пройдя через электронные валидаторы, аккумулироваться в «Харьковпассе», принцип прост: кто плохо выполнил работу, не получит денег. Также система позволит поддерживать убыточные предприятия за счёт прибыльных и избежать воровства денег кондукторами.