Доступны ли гостиницы, аэропорт, стадион? Инвалиды проинспектировали готовность Харькова к Евро-2012
Гостиницы, стадион, аэропорт. Насколько готов Харьков ко встрече болельщиков с ограниченными возможностями, проверял всеукраинский профсоюз трудоспособных инвалидов.
4 июля профсоюз организовал в Харькове конференцию «Готовность Украины к «Евро-2012» с точки зрения людей с особенными потребностями». После теоретического обсуждения – устроил проверку.
Одна из четырёхзвёздочных харьковских гостиниц в центре города. На входе – пандус. Колясочников, чтобы проехать по нему, среди проверяющих нет, но Роман Вовк, председатель Харьковского отделения профсоюза трудоспособных инвалидов (инвалид по ДЦП), отмечает: угол слишком крутой, чтобы колясочник мог проехать здесь самостоятельно, нужна чья-то помощь. И места для разгона немного, мешает клумба. Перила, говорит, скорее декоративные, чем функциональные, без ярусов, с острыми элементами.
Впрочем, это замечание было одним из немногих. Кроме лестниц между этажами, в гостинице нет ни порогов, ни барьеров, ни ступенек, любое помещение доступно. Везде – удобное, закреплённое, нескользкое покрытие. А между этажами ездит лифт – с широким входом и кнопками, подписанными шрифтом Брайля.
Всего в гостинице 37 номеров. Один из них – специальный, для инвалидов.
От других того же уровня он отличается только сантехникой. Вход в санузел шире стандартного, чтобы могла проехать коляска. Везде поручни – начиная от двери и заканчивая поручнями возле унитаза. А в душевой кабинке есть откидное сиденье.
Меню в ресторане гостиницы напечатано крупными буквами, прочтёт даже слабовидящий. Но слепому оно недоступно – продублировать текст шрифтом Брайля не догадались. Кроме того, двери на входе в ресторан стеклянные, а предупреждающей маркировки – полосы контрастного цвета – нет, человек со слабым зрением может врезаться. Но генеральный менеджер гостиницы, Марина Молочная, уверяет: двери практически всегда открыты.
По мнению Владимира Покровского, главы профсоюза трудоспособных инвалидов, не помешали бы гостинице рельефные направляющие к ресторану, ресепшену и посреди коридоров, чтобы незрячие понимали, где они находятся, без помощи поводырей. Так делают за границей. Но в целом – членов импровизированной инспекции гостиница порадовала.
В этот же день инвалиды проверили ещё одну гостиницу – пятизвёздочную. Но, несмотря на звездность, с точки зрения доступности для инвалидов она оказалась подготовлена куда хуже. Нет ни пандусов, ни подъёмников, лестницы высокие, а двери в лифт слишком узкие. Владимир Носков, незрячий журналист из общественной организации «Право выбора» говорит: подготовить удобный номер здесь обещали ещё год назад. Но – ограничились расширением одного прохода. О специальной сантехнике и мебели и речи нет. В гостинице заявляют: не знают, где добыть такое оборудование.
Следующий пункт – стадион «Металлист». Там сейчас идёт ремонт, поэтому показать управляющие стадионом могут немногое. По словам Александра Рогачевского, начальника отдела Евро-2012 ФК «Металлист», из-за неожиданно выдвинутых УЕФА дополнительных требований к эвакуации, на стадионе делают дополнительные выходы, увеличивают количество лестниц, ведущих на трибуны. А заодно – переносят места для инвалидов с Северной трибуны на Западную и Восточную. Там, где они были раньше – обзор поля не самый удачный, поясняет Рогачевский, мешают рекламные щиты.
Всего специальных мест сто. Пандус, ведущий к этим местам, Светлана Петровская (она – экскурсовод для инвалидов) называет идеальным.
Все туалетные блоки на стадионе, по словам Рогачевского, оборудованы поручнями для людей с костылями. Будут и 4 специальных туалета для колясочников. Показать их Рогачевский не смог – говорит, там сейчас тоже идёт ремонт. Один из четырёх будет готов к ближайшему матчу на стадионе, 20-го июля.
Заезд на стадион, замечает Светлана Петровская, крайне неудобен – слишком крутой для такой длины, нет перил, большие зазоры между камнями брусчатки. Но Рогачевский обещает: этот заезд ещё будут переделывать, угол изменят, перила добавят.
Кроме того, для слепых установят специальные звуковые системы, чтобы они могли слышать происходящее на поле. Правда, будет ли дикторский комментарий происходящего или только шум игры, Рогачевский уточнить не смог.
Новый терминал аэропорта – сверкающие полы, стекло и металл.
Здесь тоже вовсю идёт работа – сдать терминал в эксплуатацию собираются ко Дню города.
Роман Вовк замечает: если на этот пол попадёт вода – например, дождь с улицы – он станет скользким, и человеку с его формой инвалидности или колясочнику придётся нелегко. Светлана Петровская обращает внимание на отсутствие рельефных направляющих и контрастных полос на стеклянных поверхностях. Но ведь в аэропорте есть медпункт, работники которого помогут всем, кто в этом нуждаются – парирует Виталий Недашковский, начальник отдела по стратегическому развитию аэропорта.
Авиакомпания сообщит в аэропорт о пассажире с особыми потребностями, а тут готовы и машину скорой помощи к трапу подать, если понадобится.
Но поверяющие не в восторге. Идея доступности и безбарьерности, говорят они – в том, чтобы инвалиды могли путешествовать самостоятельно. «Медицинская охрана» унижает достоинство.
Паспортный и таможенный контроль, выход к самолётам – на втором этаже. Попасть туда можно будет тремя способами: по лестнице, на эскалаторе и на лифте.
Недашковский обещает: для инвалидов сделают отдельную стойку паспортного контроля, с проходом, модифицированным для коляски.
Туалет для инвалидов есть и здесь.
В целом, проверяющие довольны. Говорят – не хватает только несколько технических дополнений, которые позволят инвалиду быть самостоятельным. Недашковский обещает: замечания передаст инженерам, до открытия терминала их постараются учесть.
Сегодня конференция продолжается. В планах у профсоюза трудоспособных инвалидов – проверить метрополитен и железнодорожный вокзал.
Впрочем, проверка метро, по мнению инвалидов – скорее формальность. Харьковчане с особыми потребностями и так знают, что этот транспорт с его высокими лестницами – самая проблемная зона города. Социальные карточки практически никто из них не заводит: колясочник всё равно не проедет сквозь турникет, а слепому сложно сориентироваться, куда прикладывать карточку и успеть пройти в отведенные несколько секунд. Инвалиды с иронией вспоминают о словах начальника харьковской подземки Сергея Мусеева – несколько месяцев назад он заявлял, что в метро всех инвалидов наперечёт знают и готовы на руках носить.
Владимир Петровский, глава профсоюза для трудоспособных инвалидов, считает: Харьков в подготовке к Евро серьёзно продвинулся. Именно поэтому первая конференция проведена именно здесь. Но до конца года такие же проведут в Донецке, Львове и Киеве. А по итогам – напишут список рекомендаций для профильных министерств.