Web Analytics
Дорога через Лесопарк: ретроспектива и альтернатива | MediaPort

Просеку вырубили, активистов разогнали, дорогу строят. Но противостояние продолжается. Действительно ли выбранный харьковскими властями вариант лучше всего соответствует озвученной ими цели? Что на самом деле было в Генеральном плане?

Дорога, которую строят сейчас через парк, не может быть скоростной трассой для транзитного транспорта; несмотря на всю свою ширину, по категориям это скорее внутриквартальный проезд, – считает Александр Калугин, член Союза архитекторов. По мнению Калугина, идеальное место для дороги – по краю парка, в овраге (на картинке этот вариант отмечен пунктиром).

Во многих странах дороги строятся в каньонах и ущельях, замечает Калугин. Затраты на такое строительство – не больше, чем на обычное, «на плоскости». Эта дорога образовала бы замкнутую развилку с улицами Минской и Новгородской, что способствовало бы разгрузке улиц. К тому же, в этом варианте не пришлось бы делать переезд через Детскую железную дорогу, который только создаст лишние пробки. Железная дорога пройдёт по верху, через овраг. То, как дорогу строят сейчас, по мнению Калугина – свидетельство желания создать предпосылки для отчуждения и застройки близлежащей территории парка.

Елена Головко, преподаватель дендрологии, замечает: чтобы строить дорогу в овраге, необходимо очень тщательно всё просчитать, и не факт что это – решение проблемы. Грунт в этом месте неустойчивый, а по дну оврага во время дождей проносятся бурные потоки воды. Однако сейчас дорогу строят тоже достаточно близко от оврага, чтобы у специалистов возникли сомнения – а выдержит ли холм нагрузку. Ведь деревья, которые удерживают воду и почву, вырублены. Может возникнуть обрушение.

Елена Головко – сама она живёт на Павловом Поле – полагает, что дорога по оврагу не решит проблему пробок также, как и дорога через парк. Оба варианта, вместо того, чтобы выводить транзитный транспорт на прилегающие улицы, просто связывают одну нагруженную трассу с другой.

Есть и третий вариант – именно он прописан в Генплане развития Харькова до 2026 года, утверждённом в 2004 году и опубликованном на сайте городского совета. Согласно Генплану, планировалось «создание обхода центральной части города по направлению ул. Клочковская – Красношкольная набережная – проспект Гагарина и Московский проспект, а также Московский проспект, улица Веснина, улица Новгородская – эти магистрали создадут контур для движения транзитного автотранспорта относительно центральной части города».

Выглядеть это должно было так:

Интересующая нас часть крупнее:

По этому проекту, дорога соединяется с радиальными улицами на втором уровне, таким образом, происходит разгрузка центральных магистралей.

Идея дороги в той части Лесопарка, в которой сейчас завершена вырубка, появляется только в проекте 2007 года. По этому плану, она содержит несколько изгибов. Напомним, цель дороги, по словам автора проекта – вывести транзитный транспорт, разгрузить Сумскую и Динамовскую. Правда, в 2007 озвучивалась иная цель: провести дорогу к развлекательным и спортивным комплексам, землю под которые мэрия уже выделила предпринимателям. Тогда планировалось, что и дорога будет построена за счёт бизнесменов.

В феврале 2008 года городской совет выносит решение выделить Управлению по строительству, ремонту и реконструкции Департамента строительства и дорожного хозяйства земельные участки от ул. Сумской до ул. Новгородской (в районе ул. Белой Акации) общей площадью 9,9218 га, в том числе:
– земельный участок площадью 4,1710 га (в том числе участок А – площадью 3,8954 га, участок Б – площадью 0,12756 га) для строительства автодороги;
– земельный участок в общей площадью 3,0484 га для строительства гостиничного комплекса
– земельный участок Г – площадью 2, 7024 га для строительства апартаментов.

Объекты, по решению, должны быть построены до 31.12.2011 г.

Напомним, по заявлению Геннадия Кернеса, в горсовете на данный момент есть документы только на 4 гектара, отведенные под строительство дороги. На вопросы, связанные с планами развития инфраструктуры вокруг дороги, и.о. городского головы не отвечает.

В 2010-м проект возрождают. Через несколько дней, в течение которых идёт вырубка, Геннадий Кернес собирает совещание в горсовете. На нём автор проекта Татьяна Поливанова представляет ту схему, которую реализуют сейчас. На ней убран лишний изгиб, дорога напрямую соединяется с Сумской. О застройке близлежащих участков чиновники и проектанты молчат.

Архитекторы объясняют: в изменении Генплана как таковом ничего страшного нет. Генплан – это разработка идеологии, стратегии развития города, а тактические решения можно и нужно уточнять с помощью детальных планов. Однако цели данного изменения вызывают у них вопросы.