«Доктор» для рояля
Чтобы настраивать концертные рояли, не нужно музыкальное образование, но необходим уникальный музыкальный слух и «золотые» руки. Настройщик должен уметь всё: разбирать рояль, натягивать струны и менять все детали в сложном механизме. Все три харьковских концертных рояля «Стенвей» настраивает один человек — Николай Закурдаев. Искусству настройки он научился 55 лет назад. Утверждает — профессия редкая и сложная, но сейчас в Харькове нет мастерских, где можно было бы этому научиться.
Николай Закурдаев, настройщик: «Вот это «ля». Вот я проверил. Потом вставляем ключ и начинаем настраивать звук рояля. Вот это надо настроить так, чтобы они совпали колебания, чтобы один звук получился, как одна струна».
Играть гаммы и знать аккорды, столярничать и шлифовать — всё это должен уметь профессиональный настройщик. Николай Закурдаев «лечит» музыкальные инструменты 55 лет: настраивает все харьковские концертные рояли «Стенвей». Говорит, научился в одной из мастерских государственного клавишного фонда. Сейчас, утверждает Николай Закурдаев, в Харькове этому мастерству учиться негде.
Николай Закурдаев, настройщик: «Вы знаете, так трудно учить, только вот в условиях мастерской можно научить. Настраивать можно научить, а мастерству, вот это — это надо в условиях мастерской! Когда разбирается полностью инструмент, струны снимаются, деку делают, ну капитальный ремонт — тогда только может получиться хороший мастер».
Рояль нужно настраивать перед каждым концертом, на это даже у опытного музыкального мастера уходит от сорока минут до полутора часов. Чтобы звук был качественным и чистым, специальным ключом подкручивают каждую струну. А чтобы все ноты звучали равномерно, рояль разбирают и делают интонировку. Это когда мастер проверяет каждый молоточек — от него зависит, насколько ровно звучит инструмент.
Музыкальное образование настройщику вовсе не обязательно, главное, говорит Николай Закурдаев, — идеальный слух.