«Добло и зло» от Ирэны Карпы
Сразу признаюсь вам откровенно: книжка «Добло и зло» – это первая книжка Ирэны Карпы, которую я прочитала полностью. Знающие люди утверждают, что новое произведение ничем не отличается от предыдущих, а сама писательница в интервью настаивает, что «Добло и зло» принципиально отличное от всего, написанного раньше. Редкий случай, когда можно говорить собственно о тексте, не учитывая побочных коннотаций :).
На самом деле, сделать это было не так уже и сложно, если учесть, что я практически ничего не знаю про Ирэну Карпу, не слежу за ее фотосессиями, не слушаю ее песен и не слежу за личной жизнью (свадьба не считается, о ней сложно было не услышать 🙂 ). Современную литературу Карпа обогатила сюжетной парадигмой bitches get everything, которая стала чуть ли ни единственной альтернативой фатальной женской парадигме «без мужика» – и это уже стало существенным прогрессом с точки зрения феминистических студий. В «Добле и зле» автор исследует «этимологию» появления упомянутых выше сук в украинском культурном дискурсе, и суки при этом выглядят вполне симпатичными :).
Как вы уже догадались, книжка Карпы – это очередные мемуары, воспоминания о советском детстве, а дальше – о покорении столицы, а дальше – о бракосочетании с любимым Рыбочкой, читай: писателем Антоном Фридляндом.
Главная особенность этих мемуаров – они крайне оптимистичны. Если после «Чабреца в молоке» Наталки Сняданко я погрузилась в основательную депрессию, то от «Привидений моей школы» из «Добла и зла» изрядно повеселилась. Хотя все было не так уж и прекрасно: средние достатки, подростковые комплексы, салатные лосины и фиолетовая юбка-резинка… Но Карпа рассказывает об этом так зажигательно, что реально ощущаешь атмосферу веселого раздолбайства и – я не побоюсь этого слова – рождения контркультуры в широких периферийных массах. Например, когда Карпа пытается сделать своей подружке Надьке модную «причу» – «боб-каре на ножке, лесенку», что заканчивается неожиданно (или вполне предсказуемо? 🙂 ) панковским вариантом, не совсем типичным для города Яремчи одна тысяча девятьсот девяносто третьего года…
Иронично и метко передает Карпа специфику отношений востока и запада, столицы и провинции (в этом ее книжка тоже напоминает «Коллекцию страстей» Сняданко): и когда рассказывает о трогательных попытках своей мамы «заканать под свою», разговаривая гуцульским диалектом («очень может пригодиться, если хочешь послать кому-то такую шифрограмму, чтобы окружающие ни черта не вдуплили» (с. 79)), и когда неподдельно удивляется амурным успехам своего бывшего бойфренда Васи («как те киевские телочки велись на наших ковбоев, я по сей день не понимаю. В любистке ребята чубы мыли, что ли? Или не чубы…» (с. 63)), и когда вспоминает о своем другом бойфренде-россиянине («Бил свою жену, но не меня, потому что я ему пообещала серной кислоты в глаза. У нас, западных украинцев, свои традиции» (с. 223)).
Собственно, последнее – это уже фрагменты взрослой жизни Карпы, о которой она рассказывает во второй части книги «Планета телок». Телки (две подруги, с которыми автор снимает квартиру в начале своего покорения столицы) наделены яркой внешностью и прописанными характерами, а когда читаешь их феерические диалоги, поневоле задаешься вопросом, выдуманные они, восстановленные по памяти или все-таки записанные на диктофон :). Реалистичность и откровенность в равных дозах – и получаем вполне читабельный текст. Книжка состоит из коротких рассказов, которые можно читать не по порядку – таким образом все-таки прочитать произведение полностью :).
Описанные в книжке корыстные и нахальные суки на самом деле оказываются вполне подходящими для формата «Клуба семейного досуга» примерами для молодежи: помимо веселого трепа, они протестуют против рагулизма и дурного вкуса, неискренности в отношениях и манипулирования людьми; более того – им присуще даже далеко не типичное для сук в традиционном понимании этого слова бессребреничество (Карпа отказывается от любви богатого Алигарха в пользу богемного писателя: главное – не говорить маме до росписи, «что твой муж – писатель, ведь это ассоциируется с поэтами, а поэты ассоциируются с бедностью и смертью под лестницей от туберкулеза и недоедания» (с. 292); Алигарха немного жаль, но именно это придет его образу некую лиричность : ) ), чувство юмора, оптимизм и легкое отношение к жизни.
Эти «настоящие гламурные суки», которые, как правило, имеют при себе гривен по тринадцать на троих и сапоги из секонда, строят грандиозные планы «по захвату вселенского бабла» – и ходят на работу, как это ни неприятно :). Вероятно, через несколько лет они действительно станут законопослушными гражданками, возьмутся за ум, родят детей и будут аккуратно вести трудовые книжки (с. 317) – собственно, тут я опять твержу вам о новом выборе нового поколения… Его последствия пока неизвестны, но у нас есть шанс узнать о них в дальнейшем :).
Ирэна Карпа. Добло и зло. – Харьков: Клуб семейного досуга, 2008.