Web Analytics
До 3D кино в Харькове осталось несколько месяцев. Какой кинотеатр будет первым? | MediaPort

Погрузиться, приблизиться и захотеть пощупать. Мир по ту сторону большого киноэкрана становится реальностью. Благодаря новым технологиям. 3D кинотеатр в Харькове – очевидное или невероятное?


Как работает?

Видеть изображение объемным позволяет формат 3D. В переводе с английского 3D – three dimensionаl – значит «трёхмерный». Эта система создаёт иллюзию глубины картинки на экране. Основа для стереокинематографа – возможности зрения человека. Всё, что человек видит в жизни, сначала обрабатывается на сетчатках глаз отдельно, после – информация превращается в единый зрительный образ. Используя эту способность человека (в науке её называют «бинокулярным зрением») электронщики придумали целый ряд методов для того, чтобы увидеть предметы на экране, как в жизни.

Главные игроки на рынке 3D – IMAX 3D, Dolby-3D, RealD и XpanD, это еще и названия ведущих технологий, которые базируются на создании трёхмерного изображения в кино.

IMAX (Image Maximum) или «максимальное изображение» – формат фильмов и кинотеатров, который разработала канадская корпорация с одноимённым названием. Для того, чтобы получить трехмерное изображение, специалисты IMAX используют специальную камеру с двумя объективами – они разнесены на расстоянии равном среднему расстоянию между зрачками человека – 64 мм. Камера с плёнкой шириной в 70 мм снимает «картинку» для каждого глаза отдельно. Для кинотеатров у IMAX – свои требования: 2 мощных кинопроектора с фильтрами – они разделяют изображение для каждого глаза, огромный экран (его высоту сравнивают с высотой 7-этажного здания), покрытый серебром для большего стереоэффекта. Плюс – геометрия зала – зрители сидят близко к экрану, а ряды с наклоном.

Единственный кинотеатр IMAX в Украине – в Киеве.

Dolby-3D – система проще, чем предыдущая. Для неё не нужен особый экран, сойдёт и имеющийся в кинотеатре. Неизменно лишь присутствие проектора и 3D-очков. Технически всё выглядит так: перед лампой проектора устанавливают специальный вращающийся дисковый фильтр – через кадр он создает изображение для каждого глаза отдельно. Дальше – дело за очками – объёмное изображение на экране позволяют увидеть они.

Система Dolby-3D есть в кинотеатрах Одессы, Киева, Львова, Кривого Рога, Донецка и Днепропетровска.

Ещё одна система в 3D – RealD. В ней нет двух проекторов, технология отображения основана на проекторе компании Sony. В нём скорость изображения – 72 кадра в секунду: поочередно проектор отображает кадры для каждого глаза. Перед проектором устанавливают экран, который разделяет картинку для каждого глаза и придаёт ей так называемую круговую поляризацию по часовой стрелке (для правого глаза) или против (для левого). В очках системы RealD – стёкла также поляризованы. Экран в кинотеатрах с этой системой, как и в IMAX, должен быть посеребрён – это делается для того, чтобы не допустить изменения поляризации падающего на экран света, следовательно и не разрушить стереоэффект.

Кинотеатров с системой RealD в Украине на сегодняшний день нет.

Технология проекции XpanD – система с необычными 3D-очками. В XpanD’е изображение с цифрового проектора отображается поочерёдно, в очках – жидко-кристаллические затворы, которые вместе с проектором поочередно затемняются. Каждый глаз видит только то изображение, которое положено. Такая синхронная работа очков и проектора возможна за счёт инфракрасного излучения – в зале находятся датчики, которые дают команду на затемнение стекла в очках на левом или правом глазу.

В Украине XpanD 3D в кино ещё не использовали.

Когда увидим?

Когда 3D-кино дойдёт до Харькова и во сколько это обойдётся кинопрокатчикам? В поисках «эффекта присутствия» зрители едут заграницу, в соседние области. На местных форумах обсуждаются поездки в Белгород, Киев, Днепропетровск. Харьковские кинотеатры теряют ценного клиента.

И уже сейчас руководители кинотеатров города заявляют: 3D в Харькове будет. В «Kronvek’e», «Кинопалаце» и в сети «Киноцентр».

Управляющий кинотеатром «Kronverk» (это сеть кинотеатров с главным офисом в Санкт-Петербурге) Алина Островская «МедиаПорту» рассказала: 3D-оборудование кинотеатр уже закупил, за границей. Уже в мае в одном из семи залов кинотеатра оборудование установят. Сам зал – на 399 мест. Что за система, во сколько она обошлась и откуда её везут, – в кинотеатре не говорят – мол, коммерческая тайна. Но оборудование, рассказывают, уже на таможне.

В «Кинопалаце» «МедиаПорт» заверили: в их зале тоже вскоре будет Dolby 3D. По плану – до конца лета 2010-го.

Установить 3D-систему планируют и в сети кинотеатров «Киноцентр», рассказывает директор сети Михаил Приймак. Максимум – до осени. Какую именно систему и в каком зале её внедрят, в «Киноцентре» пока не решили. Михаил Приймак говорит: сейчас специалисты ищут компромисс между качеством системы, её ценой и её окупаемостью. Плюс – вопрос с дистрибьюторами. Поставку фильмов на цифровых носителях (в Украине этим не занимаются) нужно согласовать. Руководитель «Киноцентра» пока только планирует: в зале, где установят 3D, будет 300-400 мест – вряд ли это кинотеатр «Познань», говорит, скорее «Россия» или «Киев».

Михаил Приймак, директор сети кинотеатров «Киноцентр»: «Стоимость оборудования очень сильно зависит от размера зала и от системы, которая используется. Все системы 3D основаны только на базе цифровых проекторов. Сам цифровой проектор стоит до 80-ти тысяч евро. Стоимость приставки к проектору – до 20 тысяч евро. Следующий момент – очки. Очки «Dolby» стоят порядка двухсот гривен – одни очки. В ХpanDе одни очки стоят до 40 евро, можете посчитать, 500 гривен одни очки. А ещё сервер нужен – тоже порядка 15 тысяч евро, это воспроизводящее устройство, в котором есть винчестер. А дальше всё будет зависеть, какой у вас размер зала. Если 500-местный зал, нужен двойной запас очков. Потому что одни очки нужно помыть – на них зрители могли оставить следы пальцев. Их нужно еще и продезинфицировать. Значит, на 500-местный зал вам нужно 1000 очков, проектор под соответствующий размер экрана. И вот средняя цена на такой зал, если Dolby-3D или ещё что-то, это выходит порядка полутора миллионов гривен».

Михаил Приймак говорит: создать зал с новыми технологиями – это целая цепь событий. Первое, о чем должен думать кинопрокатчик, – услуга должна быть качественной. Есть такие кинотеатры, рассказывает директор киносети, где поспешили оборудовать 3D-систему, но качество «хромает». Дело в том, что фильтры перед проектором снижают яркость «картинки» на экране. Например, при установке Dolby 3D рассказывает Приймак, световой поток снижается до 50%-60%. Сделать хорошее освещение в зале с такой системой – проблематично, но в некоторых кинотеатрах в погоне за прибылью большие залы всё же оборудовали, отчего качество стало хуже: картинка на экране кажется тёмной.

Как относятся к появлению кинотеатра 3D в Харькове городские власти? Начальник управления культуры горсовета Светлана Бабицкая называет себя поклонником «новинок». Что такое 3D, знает: видела заграницей. Сейчас, говорит, хочет посмотреть объёмную «Алису в стране чудес». Готов ли город поддерживать такой проект, Светлана Бабицкая ответить не может, но то, что такое возможно, не исключает. Приводит в пример появление в Харькове дельфинария.

Светлана Бабицкая, начальник управления культуры горсовета: «Замечательно отношусь к идее появления 3D-кинотеатра в Харькове. Считаю, что это развитие, что это уже должно давно быть в Харькове. Я, конечно, видела 3D, я выезжаю, всегда, что нового есть, для того, чтобы пополнять и свой опыт, и свои знания, чтобы что-то новое привносить и в наш город».

Медицинское «но»

Своё мнение по поводу 3D есть и у врачей. Офтальмологи говорят: новая технология, если она преподносится качественно, повредить не может. Но лишь в том случае, если зритель знает меру. К тому же, эффект присутствия не каждый может ощутить.


Армен Прокипец, врач-офтальмолог:
«Если 3D смотреть до 40 минут – страшного ничего. Если смотреть два-три часа без перерыва, то это, конечно, тяжело для мышечного аппарата глаз. Серьёзных проблем это не принесет, но жалобы, такие как головные боли, боли в глазах и так далее могут присутствовать. Ощущения – начиная от неприятного ощущения, желания снять очки до тошноты и рвоты. Это первое. Во-вторых, не у всех людей есть стереозрение. Если у людей разная оптика на глазах или они близоруки, дальнозорки, то у них данный кинотеатр будет только пустой тратой времени, потому что при таких проблемах, эта технология не будет работать».

3D или «плоское» кино?

Заменит ли 3D «плоское» кино? Кинокритик Владимир Миславский рассказывает: технология объемного изображения не нова. Ещё в советское время стереокинематограф существовал. С развитием технологий изобретатели в области кино решили замахнуться на эффект присутствия – сделать так, чтобы зритель захотел даже пощупать то, что в кадре. 3D-кинематограф – это скорее аттракцион, говорит Миславский. Но, по его мнению, существуют и другие аспекты, которые тоже важны: драматургия, режиссура, талант. Заменит ли 3D кино, к которому мы привыкли, прогнозировать сложно, говорит киновед.

Директор «Киноцентра» Михаил Приймак считает, что киноискусство – самодостаточно. Фильмы с мощной смысловой нагрузкой в эффекте 3D не нуждаются. Такие произведения, говорит, нетленны. Конечно, это шаг вперед, очередной виток развития технологий, который нужно внедрять, но и эта «новинка» когда-то станет привычной.

С Приймаком согласен и польский кинокритик Адам Милевский – в конце марта он давал в Харькове мастер-классы. Поляк работал над медиа-проектами в разных странах, сейчас работает на телеканале в Кракове и читает лекции в Ягеллонском университете.

Адам Милевский, кинокритик:
«Я думаю, что настоящий фильм так, как он есть, будет жить благодаря своей истории, смыслу. Он отстоит свое право на существование. Сам сюжет независимо от того, как он показан – в формате 3D или чёрно-белом, хороший сюжет завоюет внимание зрителей. Он способен вызвать какие-то эмоции, заставить ваше сердце биться быстрее. Если у вас, к примеру, много спецэффектов, 3D, но сюжет при этом плохой, зрителей это не завоюет. Зрители быстро привыкают к новинкам техники, спецэффектам. Они интересны только в начале, когда это что-то новое, захватывающее. Например, автомобили – 50 лет назад и сейчас. В настоящее время у нас новые современные авто, но они все равно остаются автомобилями по сути, так как для некоторых людей это средство добраться из точки А в точку Б».